Промэколог Романовский рассказал, какими опасными веществами загрязнены российские города
Какие опасные вещества попадают в воду и воздух, кто в этом виноват, как снизить вред от загрязнений и как московские электробусы влияют на экологию, рассказал в интервью «Газете.Ru» промышленный эколог, сотрудник НИЦ «Конструкционные керамические наноматериалы» НИТУ «МИСиС» Валентин Романовский.
— ВОЗ относит загрязнение воздуха к основным угрозам для здоровья человека. Насколько чист воздух в российских городах?
— По данным Минприроды, в России много городов с постоянным превышением ряда загрязняющих веществ — Магнитогорск, Ростов-на-Дону, Барнаул, Новокузнецк, Ангарск, некоторые города Красноярского края, Иркутской области, Бурятии. Чаще всего превышаются показатели по уровню бензо(а)пирена, взвешенных частиц, углерода, диоксида азота, формальдегида, хлорида водорода, аммиака, диоксида серы. Что именно превышено, а что нет — зависит от конкретного города. Страдает там не только воздух, но зачастую и вода.
— Почему это происходит?
— Это связано в первую очередь с промышленностью. В этих городах находятся крупные металлургические промышленные предприятия и предприятия химического комплекса.
— Что же делать? Их же не получится просто взять и вынести за черту города?
— Чтобы избежать загрязнения, нужно внедрять природоохранные технологии, а это очень большие расходы. На предприятиях должны строиться очистные сооружения, тщательно подобранные с учетом всех необходимых факторов, в зависимости от того, что это за производство, что содержится в выбросах. И они, естественно, должны поддерживаться в рабочем состоянии.
Стоимость очистных сооружений для предприятия химического комплекса составляет до 40% стоимости этого предприятия. И большой вопрос, не экономят ли на их установке. Личный опыт, мой и коллег, показывает, что такое случается.
Или проектируют предприятие одни, строят другие, закупают очистные сооружения третьи, в итоге кто-нибудь ошибается, и на выходе мы получаем нефункционирующие очистные. Или часто меняется руководство предприятий, и вопросы экологии перемещаются на задний план.
В России вообще, кажется, говорить про экологию всерьез стали совсем недавно. Есть некоторые моменты, которые пока не регламентируются законом.
Технические возможности для снижения выбросов до безопасных значений есть. Но, во-первых, нужно выделить деньги на покупку и установку очистных сооружений именно того вида, который необходим для предприятия, а, во-вторых, нужны люди, которые это проконтролируют. Но на ключевых для этого должностях часто оказываются не профессионалы. В России не так много мест, где готовят хороших специалистов по промышленной экологии, и далеко не все из них потом идут работать, например, в министерства и прочие специализированные природоохранные подразделения. А когда нет специалистов, то и нужные вопросы не поднимаются и не решаются.
— Какие еще есть источники загрязнения?
— из соображений экологической безопасности перешла на электробусы вместо обычных автобусов, а в ближайшие годы это сделают и некоторые другие города. Имеет ли это смысл?
— Нельзя сказать, что электротранспорт более экологически чистый. Ему нужна энергия. Энергию у нас дают ТЭЦ. Если все они находятся за чертой города — то, конечно, использование электротранспорта снижает концентрации загрязняющих веществ в городе. Но остается вопрос к качеству окружающей среды в местах, где производят аккумуляторы, где их перерабатывают, где находятся ТЭЦ. Как угольные, так и газовые ТЭЦ создают большое количество выбросов. Газ — более чистое топливо, чем уголь или мазут, но и от него идут выбросы оксида углерода, оксидов азота, которые являются загрязняющими веществами второго и третьего класса опасности.
То есть использование электротранспорта снижает воздействие на окружающую среду непосредственно в городе. В рамках города воздух становится чище, но вся эта нагрузка переходит на ТЭЦ, чтобы обеспечивать электробус энергией.
В городе он ничего не выбрасывает, но вместо него выбрасывает ТЭЦ, которая дает ему электроэнергию. И по уровню негативного воздействия на среду в целом влияние ТЭЦ может быть более сильным. И, опять же, выбросы от ТЭЦ, в зависимости от метеоусловий, вполне могут добраться и до города.
Впрочем, электротранспорт может быть более экологичным, если использовать некоторые возобновляемые источники энергии — например, энергию ветра. С солнечными батареями сложнее: их производство тоже бывает очень грязным и экологически опасным, и вреда от них в итоге может быть больше, чем пользы. Часто встает вопрос и об экономической эффективности.
— Есть ли в МИСиС какие-то разработки по борьбе с загрязнением, нашедшие применение в широкой практике?
— Разработок много. За 15 лет только при моем непосредственном участии в качестве главного исполнителя было разработано более 30 промышленных проектов, преимущественно по переработке отходов. Но внедрены из них единицы, — на прогресс нужны деньги и желание руководства предприятия. Вопросы охраны окружающей среды на моей практике не много кого волнуют. Про них чаще говорят, но с внедрением немногие спешат, даже работая в данном случае в убыток. Я имею в виду, что предложенный проект, например, действительно окупаем и может быть внедрен даже с помощью собственных мощностей предприятия и в короткие сроки, но предприятие продолжает платить огромные суммы экологического налога и других экологических платежей, вместо реального незатратного процесса.