Ср. Фев 28th, 2024

Мнение аналитиков. О бюджетном правиле

Что произошло

Президент России Владимир Путин смягчил бюджетное правило на ближайшие три года, а также увеличил налоги для нефтегазовых компаний.

Согласно документу, на государственные траты можно будет направлять не более 8 трлн руб. нефтегазовых доходов до 2025 г., а далее сумма будет индексироваться ежегодно на 4%.

Комментарий аналитиков

О принципах действия нового бюджетного правила достаточно много говорил Минфин на протяжении последних месяцев, и они также нашли свое отражение в Основных направлениях бюджетной политики. Отличие новой версии бюджетного правила от прошлых версий заключается в отказе от фиксированной базовой цены на нефть, которая на начало 2022 г. закладывалась на уровне $45 за баррель, и переходе к фиксированию абсолютного уровня нефтегазовых доходов в размере 8 трлн руб. с дальнейшей индексацией с 2026 г. на 4% (по уровню таргета ЦБ).

Нефтегазовые доходы федерального бюджета* (трлн руб.): сценарный анализ

Мнение аналитиков. О бюджетном правиле

* в условиях 2025 г., оценка равновесного курса рубля произведена с учетом операций в рамках бюджетного правила
Источник: Министерство финансов

Фиксирование именно абсолютного значения во многом объясняется закладываемыми в бюджет геополитическими рисками, нестабильностью показателей добычи и экспорта. Исходя из текущей структуры бюджетного правила, получается, что 8 трлн руб. при добыче нефти на уровне 9–10 мбс предполагают цену на нефть на уровне $60–75 за баррель.

В такой конструкции бюджетное правило выглядит гораздо мягче, чем в прошлых версиях, и здесь, конечно, возникает вопрос устойчивости текущей версии — в случае снижения цены на нефть ниже $60 за баррель (долгосрочный тренд в целом указывает на дальнейшее снижение цен на нефть), конструкция бюджетного правила снова может оказаться на пересмотре.

Еще важный момент — это возможность пополнять ФНБ и сглаживать колебания курс рубля. Исходя из текущей версии в 2023 г., сверхдоходы могут составить около 0,9 трлн, в 2024 г. — 0,6 трлн. Для сравнения в 2021 г. дополнительные нефтегазовые доходы, которые пошли на покупку валюты составили 3,1 трлн. Пока механизм операций по покупке/продаже валюты финализируется и, возможно, будет запущен в 2023 г. Однако объемы покупки выглядят крайне ограниченными (даже если будут реализованы), а, учитывая риски в части ненефтегазовых доходов и растущих расходов, в целом реализация этой части бюджетного правила выглядит недостаточно реалистичной.

Источник

от serfer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *