Выпускники вузов и колледжей получат больше квалификаций
Свершилось то, о чем так долго говорили эксперты. В Минобрнауки представили модели новых учебных программ, предназначенных как для вузов, так и для колледжей. Новшества позволят студентом получать сразу две специальности, которые будут внесены в диплом по окончании учебного заведения. И еще туда будут вноситься отметки о практиках.
Еще недавно специалисты в области образования до хрипоты доказывали, что современное образование должно быть гибким. Компетенций за время учебы должно быть получено больше, курсы разнообразнее. Да и вообще сегодня «рулит» индивидуальная траектория обучения. Профессии будущего, они же все либо на стыке двух и более дисциплин: медицинский менеджер, биофармаколог, медиаполицейский, экоаналитик в добывающих областях промышленности, экоархитектор… Либо вообще двойные профессии, для которых нужно иметь две равные квалификации. Не считая еще знаний по IT, которые вообще сегодня нужны всем. Например, онлайн-терапевт, или даже сетевой проповедник…
Но и без футуристических прогнозов ясно, что чересчур академичные программы обучения и дипломы по старым установленным образцам пролагают пропасть между выпускником университета и работодателем. По официальным данным, в 2021 году 91% работодателей жаловался на недостаток практических навыков у выпускников. И более 40% российских студентов считали полученные в вузе знания оторванными от реальности рынка труда.
На негибкие учебные программы указывает и директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. «Это определенный почасовой план, строгие рамки у программ, — говорит она. — Проверки на соответствие стандартам проходят довольно часто, а сами ФГОСы обновляются крайне медленно».
«Между этими рынками (образования и рынком труда) нет активного обмена информации, нет ситуаций, когда программа, которая не котируется на рынке труда, быстро становится непопулярной в образовательной среде», — говорит представитель Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака. Другие аналитики отмечают, что студентам массово не хватает практики и стажировок на производстве, а пресловутого интегрирования промышленности и бизнесов в образования в реальности недостаточно.
Вот почему новации от Минобрнауки радуют учебную общественность. Тем более, что кроме двух образовательных квалификаций и других отметок в дипломе, «главные по вышке» в РФ рассказали о других «модных» программах обучения. Например, о модели «перевернутого учебного плана» на бакалавриате, предназначенной для айтишников в области экономики. Вначале у них будет практика, 1-2 курс бакалавриата, а «освоение части фундаментальных и общих дисциплин» – на старших курсах. Осознав в деле, каких именно знаний не хватает, у студентов к освоению теории будет больше мотивации.
– Я думаю, что это хорошая идея, — говорит программист Иван Березин. – Востребованность профессии «программист» сейчас велика, но и конкуренция высокая. Очень хорошо, чтобы уже в вузе человек приобрел еще одну квалификацию, сертификаты какие-то получил. И ему сразу будет с чем выйти к работодателю. И перевернутая программа мне нравится. Вначале языки, основы, потом сложное, исследования, академическая часть. Сегодня далеко не везде учат не только своему узкому пониманию профессии, но и тому, что такое медиарынок, например. Что есть различные информационные технологии, разные бизнес-стратегии и прочее. Это важно знать тому, кто будет работать в крупной компании. Вообще, наверное, правильнее учить программистов, уже опираясь на профиль его будущего трудоустройства. Ведь везде: в торговле, в медицине, в СМИ или на каком-нибудь производстве, есть своя специфика. Хорошо бы уже в университете одолеть не только прикладную математику и программирование, которые у нас всегда на высоте, но и вникнуть в специализацию отрасли, в которой будешь работать.
Источник: www.mk.ru