Российским авиакомпаниям хотят запретить регистрировать самолеты за рубежом. Соответствующий законопроект с поправками в Воздушный кодекс РФ подготовила группа депутатов Комитета Госдумы по промышленности и торговле. Как сообщают «Известия», предлагается дополнить текст документа абзацем о том, что коммерческие воздушные перевозки пассажиров могут выполняться только на гражданских судах, зарегистрированных в российском госреестре.
Сейчас законопроект находится на рассмотрении в правительстве. Кабмин попросил высказать свои позиции по поводу предлагаемой инициативы профильные министерства. Главная задумка законотворцев – предотвратить угрозы для безопасности полетов и обеспечить исключительный суверенитет воздушного пространства страны.
Введенные в 2022 году санкции западных стран поставили под вопрос эксплуатацию самолетов, зарегистрированных в иностранных реестрах. Принятый в марте закон, позволяющий регистрировать права на иностранные самолеты в России и выдавать им российские сертификаты, лишь временно регламентировал процедуру на текущий год.
Чтобы полностью легализовать свой флот, авиакомпаниям пришлось активно взяться за дебермудизацию своего парка. И нельзя сказать, что эта работа ведется очень быстро. Из иностранного лизинга, по данным «Известий», удалось выкупить лишь 148 воздушных судов. В бермудском реестре остается 497 из 738 иностранных пассажирских самолетов, эксплуатируемых российскими перевозчиками. Они имеют двойную регистрацию. Всего в российском реестре оформлено уже 1218 из 1288 воздушных судов.
По информации «Известий», перевозчики в лице профильной ассоциации высказались против законопроекта. По их мнению, новое требование ограничивает права авиакомпаний и ставит под угрозу возможность эксплуатации большей части флота. Снять самолеты с регистрации на Бермудах самостоятельно авиакомпании не могут – для этого нужно согласие нынешних собственников лизингодателей. Кроме того, перевозчики считают, что авторы законопроекта предлагают дополнить неверный раздел – на текущий момент они хотят скорректировать статью из раздела, регламентирующего взаимоотношения авиакомпаний и пассажиров. Если новая норма и будет введена, то, по их мнению, она должна появиться в части требований к воздушным судам.
Инициатива обязать перевозчиков регистрировать свои борта в России предлагалась еще в 2021 году, когда проблема не стояла так остро, как сейчас. И тогда предполагаемыми сроками называлось начало 2023 года.
Ранее TourDom.ru писал, что в первых числах ноября авиакомпания «Россия» дебермудизировала еще 9 самолетов, а за несколько дней до этого – 17 боингов и аэробусов лишил двойной регистрации «Аэрофлот». Все это позволяет перевозчикам расширить международные полетные программы.