Сб. Дек 7th, 2024

«Священники самой древней религии» не чураются современных психотехник

Полвека назад — да что там, даже в относительно недавние девяностые — образ шамана был этнографическим артефактом. Надо же, рядом с нами до сих пор живут люди, бьющие в ритуальный бубен и поклоняющиеся духам природы! Мы сами не заметили, как внезапно все стало куда серьезнее. Шаманы — те самые, с древними и таинственными обрядами — для многих стали авторитетом. Их советы — слушают, об их услугах — просят, щедро оплачивая. Как шаманизм вернул себе утерянную, казалось бы, силу — выяснил «МК».  

Бубновая масть: как живут и чем зарабатывают российские шаманы

С одной стороны, конечно, это просто времена такие — немножко смутные. А когда на дворе та самая «эпоха перемен» из вроде как китайского проклятья, людей, в том числе очень влиятельных, тянет задать вопрос-другой «тем, кто знает и знается».

Как пушкинский Борис Годунов: «Так вот его любимая беседа: кудесники, гадатели, колдуньи. Все ворожит, что красная девица». Сейчас царей нет, так и кудесники более современные.

– Вспоминаю одну несостоявшуюся губернаторскую кампанию в Восточной Сибири, – рассказал «МК» политтехнолог Денис В. – На меня вышли представители серьезного и влиятельного в том регионе бизнесмена-промышленника. Он собирался баллотироваться на пост главы, принципиальное согласие от центра было, как говорили, получено. Но буквально за день до официального объявления о начале кампании кандидат «сорвал стоп-кран».

Сам он, по словам собеседника «МК», о причинах отказа от участия в выборах не рассказал, только уладил денежные вопросы. Но его помощник по секрету сообщил несостоявшемуся штабу, что шеф накануне советовался с шаманами — и получил рекомендацию отказаться от гонки. А сибиряки такие вещи часто воспринимают всерьез…

Но влиятельные люди — лишь верхушка айсберга; на порталах объявлений можно найти многие десятки предложений услуг и консультаций шамана. «Открытие дороги», «чистка энергетики» – словарь современных адептов шаманизма вполне соответствует их целевой аудитории. Это более или менее унифицированный лексикон современных нью-эйдж культов (называть их религиями не всегда корректно). И такое совпадение совершенно не удивительно: кажется, шаманизм достаточно уверенно в последние годы занимает место российского народного нью-эйджа. И то сказать: зачем нам заграничное просветление, когда есть собственное?..

Зачем идут к шаману

Связаться с шаманами и даже с их помощниками (теми, которые размещают объявления) по телефону непросто. Одни предпочитают сообщения, а не звонки, так как живут-де вдалеке от устойчивого интернета и не всегда на связи. Другие просто неделями не берут трубку. Те, кто в доступе — охотно соглашаются помочь, но лишь при личном визите, а о «статистике клиентов» не распространяются.

Совершенно как частные детективы в духе Шерлока Холмса: сэр, вы же понимаете, что другим своим клиентам я гарантирую такую же конфиденциальность, как и вам!

Все-таки (слава наводящим вопросам!) у «шаманов по объявлению» удалось узнать вот что: частыми клиентами для них являются люди с семейными неурядицами и предприниматели, сомневающиеся в успехе того или иного начинания. Причем первые — просят шамана как-то повлиять на ситуацию, а вот вторые имеют целью прежде всего узнать перспективы удачи или неудачи.

– Шаманская практика – это договор между шаманом и духами, где шаман выступает дипломатом, переговорщиком и адвокатом людей, – рассказывает «МК» психолингвист Клавдия Болонина. – Задача шамана сделать так, чтобы все остались довольны, и люди, и духи. Считается, что духи питаются запахами, поэтому шаман кладет в костёр разные продукты, угощая духов и рассказывая им о проблемах, с которыми обратился человек. Находясь в трансовом состоянии, шаман слышит ответы духов, и передаёт их наставления и советы людям. Заручившись поддержкой духов люди уже без сомнения принимают решения и действуют, сосредоточившись на результатах. Обязательно проводится и благодарственный обряд, в котором духов благодарят за содействие, помощь и удачу.

Сейчас шаману в Москве обычно не требуется делать проводы души покойного, не нужно договариваться с духами природы о дожде и совершать подобные экзотические по нашим временам обряды. Но, как пояснила «МК» тувинская шаманка Айсу Хомушку, главное предназначение этих людей — помощь другим — не меняется. «Шаман помогает наладить связь с Предками, чтобы у людей в этом мире все было хорошо, – говорит Хомушку, – делает амулеты, которые помогают в достижении определенных целей, либо оберегают от нежелательного. Шаман составляет прогнозы. Шаман помогает в лечении, но именно помогает, поскольку если человек сломал руку, то надо идти к хирургу, сейчас не каменный век».

Шаманы, по словам собеседницы «МК» – современные люди, которые вряд ли будут отрицать достижения науки и техники. При этом они же — хранители древних традиции. А еще — проповедники жизни в гармонии с природой, с Землей. И это для нас нынешних, с нашим болезненным подчас экологическим сознанием — попадание прямо в «яблочко».

Можно договориться

– Шаманизм – самая древняя религия на Земле, он был развит у всех без исключения народов, – с гордостью говорит Айсу Хомушку. – По данным археологов, шаманизм появился в каменном веке, практически сразу, как появился человек разумный разумный – кроманьонец, т.е. около 40 тыс. лет назад. Государств не было, правителей тоже, тогда и зародился шаманизм.

Если ИТ-специалисты говорят обычно, что «все будет сплошное телевидение» (интернет, смартфоны и т. п.), то шаманы говорят ровно наоборот: когда-то шаманы были первыми и единственными философами, астрологами, сказителями, ремесленниками, учителями, врачами и психологами. Словом, на них держался весь первобытнообщинный строй. Внушительная, согласимся заявка даже по сравнению с мировыми религиями (буддизму — 2500 лет, христианству — два тысячелетия). 

– Шаманизм очень экологичная религия, – говорит Айсу Хомушку. – Шаман может общаться с духами и может являться посредником между духами и людьми. В первую очередь речь идет о духах предков и духах природы, Земли. В соответствии с философией шаманизма, все, что происходит в этом мире с нами – это наши отношения с нашими Предками.

По просьбам людей шаман может попробовать договориться с духами, чтобы они помогли в каком-то вопросе, говорит Хомушку. Если это плохие духи — может не изгнать, но попробовать договориться с ними, чтобы они оставили человека. «Но шаман часто является только катализатором процесса, – подчеркивает тувинская шаманка. – Человеку, обратившемуся за помощью к шаману, необходимо еще и самому совершать определенные действия. Как говорится, невозможно человека за руку привести к здоровью и невозможно стать счастливым за него. Еще считается, что для духов не существует пространства и времени (нет прошлого и будущего), поэтому шаман может попросить духов рассказать о будущем.

Обратим внимание еще раз: шаман — не маг, который какими-то особыми «сильными заклинаниями» может приказывать духам. Шаман — не священнослужитель авраамической религии, который может лишь молиться Всевышнему о том, чтобы «все было правильно» с высшей точки зрения (и бывает так, что по его молитвам происходят чудеса). В изложении современных адептов и исследователей шаманизма все очень современно: отношения с духами построены на взаимоуважении и соблюдении правил.

Камлать, и никаких гвоздей

При этом ритуалы камлания — те самые этнографические, по которым массовое сознание и представляет шаманов до сих пор — вполне похожи и на сеансы магии, и на священнодействия. «Со стороны камлание смотрится как красочное шоу, – поясняет Айсу Хомушку. – Но шаманизм – очень прикладная религия, поскольку древняя и в ней нет ничего лишнего. Каждое действие, каждый атрибут очень утилитарны и имеют свое значение. По костюму шамана можно прочитать весь его путь, и его так же читают духи».

Костюм, по словам собеседницы «МК» – это броня шамана и его помощники. «Про бубен наверно все уже знают, что это «конь» шамана, – говорит она. – Бубен – древнейший интуитивный инструмент и помогает войти в транс шаману, и всем присутствующим погрузиться в медитативное состояние – это полезно даже на бытовом уровне. Костер и его кормление, движение вокруг огня, окуривание пространства артышом – все эти действия несут важный смысл, суть которых – общение с духами».

Шаманизм – первая форма религии, основанная на одухотворении всего, что окружает человека, подчеркивает психолингвист Клавдия Болонина. «В отличии от других религиозных течений шаманизм – прикладная философия, основанная на уважении, – говорит она. – Здесь нет свода правил или запретов, единственное руководство – честность и справедливость. Шаманизм очень терпим к любым другим традициям и религиям, не противопоставляя себя им и не вступая в конфликт».

По словам исследователя, шаманский обряд – это физическое проявление просьбы или благодарности. Особенности проведения таких обрядов позволяют находиться в трансовом состоянии не только шаману, но и всем участникам.

«Если мы говорим со стороны психологии, то это мистерия, в которой договариваются между собой сознание и бессознательное, гармонизируя и успокаивая человека, – говорит Болонина. – Вибрация бубна положительно влияет на организм человека, что было неоднократно засвидетельствовано, а созерцание костра приводит в порядок мысли и эмоциональный фон».

Бывают при этом и «ненастоящие» камлания, которые скорее представляют собой не мистерию, а просто красочное шоу, говорит Айсу Хомушку. В этом месте у любого, кто не внутри, а вовне шаманизма как системы верований, возникает сакраментальный вопрос: как отличить одно от другого, настоящих шаманов и их камлания от имитаторов?

С точки зрения системы

Вопрос хороший, но простого ответа на него нет, признается писатель и исследователь шаманизма Карагай. «Важно понимать, что шаман – это не волшебник, шаман – не тот, кто ударил в бубен – и произойдут 100% перемены, – подчеркивает он. – В первую очередь, шаман – это философ, религиозный деятель. Как можно определить – настоящий философ перед вами или нет? Никак. Нужно чувствовать сердцем, душой. Если ты понимаешь, что тебе этот человек близок, если ваши взгляды совпадают, то это твой человек, нет – значит нет».

Отчасти, по словам писателя, гарантией тут должны быть моральные и этические рамки тех, кто берет на себя бремя называться шаманом. «Если мы говорим про предсказательную практику, а не на обрядовую, направленную на успокоение или умиротворение, тогда у тебя должно быть специальное образование, – говорит Карагай. – То есть, если ты шаман, ты не врач, не узкопрофильный специалист. Если у тебя такого образования нет, ты просто шаман, философ и священник, и никто более».

– Традиционно у шамана не предполагается наличие специального или околоспециального образования, – говорит Айсу Хомушку. – Но шаман всегда работает с людьми, поэтому является в некотором роде психологом. Шаман должен уметь договариваться и с духами, и с людьми, понимать и тех, и других и уметь правильно доносить информацию, а также соблюдать этику. Эти знания передаются от духов и от учителя к ученикам.

Шаман имеет множество функций, и, чтобы справиться с ними нужно иметь подвижную психику, стрессоустойчивость и большую силу духа, утверждает психолингвист Клавдия Болонина. «В древнем обществе шаман – духовный лидер общества. Шаман несёт традицию, рассказывает сказки и легенды, проводит все обряды, сопровождая людей в рождении, смерти, браке, и любой житейской ситуации.  Шаман ремесленник и гадатель, психолог и советник. Шаман должен не только много знать, но и хорошо и понятно объяснять. Шаман – поборник морали, который в состоянии передать этичные нормы поведения социуму».

Опять — заметим — здесь много слов о добродетелях и этике, что замечательно вписывается в картину мира современного, светски воспитанного человека. Но все-таки: кто может показать на человека и оценить, настоящий ли это шаман?

«В древнем обществе работу шамана оценивали соплеменники – кому помог, что сделал, чем прославился, – говорит Болонина. – Сам шаман, по сути, не имеет силы. Он не чудотворец, не маг и не целитель. Шаман – жрец своей традиции. Показатель его работы – насколько он может взаимодействовать с людьми, силой и духами. Нет единого регламента для оценки деятельности шамана, как и в давние времена так и сейчас люди опираются на внутреннее впечатление, рекомендации и отзывы».

Называть шаманами всех подряд, имеющих оригинальный костюм и бубен, было бы в корне неверно, настаивает Карагай. Поэтому, по его словам, важно обратить внимание на основу, которой придерживается человек, выбравший концепцию шаманизма.

«Есть три категории: шаманы, шаманисты и шаманствующие, – рассуждает эксперт. – Шаманы это священники традиции, люди, посвятившие себя религиозной, мистической и философской ветке, они полностью погружены и проповедуют все идеалы, о которых говорит шаманизм. Шаманисты – те, которые верят в шаманов, в духов, это верующие люди, разделяющие мировоззрение шамана-священника. Шаманствующие используют в своей жизни и практике шаманские ритуалы и методики. Шаманских методик очень много, ими пользуются современные психологи, врачи и т.д. это философское и мистическое учение, которое так или иначе помогает в жизни. Есть люди, которым чего-то не хватает и которым необходимо куда-то развиваться. И они находят выход в шаманизме, таких людей можно назвать шаманствующие».

По словам писателя, в любой профессии или направлении так или иначе ведется учет специалистов для понимания, насколько эта профессия популярна и востребована. Однако посчитать количество шаманов, чтобы вывести какую-то статистику, невозможно.

– Сколько в России шаманствующих? Столько, сколько прочитали об этом книг, статей, посмотрели фильмов, побывали на лекциях или семинарах, – говорит Карагай. – С подсчетом шаманов проще, потому что деятельность шаманов, причастных к религиозным организациям, упорядочивает Министерство юстиции. В России немало шаманских объединений. Кроме того, никто не запрещает заниматься подобной деятельностью в качестве коммерческой, если человек регистрируется как ИП или юрлицо, и предоставляет подобные услуги, уплачивая налоги, то условно их тоже можно посчитать.

При этом в основном люди занимаются этой деятельностью неофициально, напомнил писатель. Так что конкретной цифры получить нельзя. Но если говорить о религиозных объединениях, некоммерческих организациях, то такую цифру в Минюсте получить можно.

Выстроить репутацию шаманов «по-современному» – через клиентские отзывы — затруднительно. Просто потому, что, как говорит Карагай, чем больше амбиции тех, кто называет себя шаманами, тем больше к ним очереди, но тем больше и разочарование клиентов.

«Шаман не может лишить абсолютно любую проблему, но шаман может настроить на ее решение, – рассказывает писатель. – Шаманизм верит в то, что у каждого человека внутри есть механизмы, которые способны что-то поменять. Но здесь мы не имеем в виду болезни. Для этого бог придумал врачей. У человека внутри есть «базовые настройки», благодаря которым он может сам все в своей жизни поменять. Шаман может направить на этот путь. То есть, шаман видит дороги, по которым идет человек. Если человек запутался, заблудился, то шаман – этот то самый спасатель, который тебя выдернет из этой чащи, найдет и покажет правильный путь. Иногда человека необходимо взять за руку и повести к выходу. Но чаще всего достаточно указать направление».

Могущество шамана – это чаще киношная романтика, навязанный нам образ, продолжает эксперт. На самом деле его могущество заключается в том, насколько он помог или не помог человеку — а тут, по словам самих шаманов и их исследователей, слишком многое зависит от самого «утопающего». «Тебе нужно верить настолько, чтобы сделать достаточное количество телодвижений, для того, чтобы что-то поменялось, – говорит Карагай. – Не бывает волшебной палочки, о которой все рассказывают. Нет такого, что шаман постучал в бубен, поплясал вокруг костра и у человека что-то поменялось. Нет. Если ты хочешь, чтобы в твоей жизни произошло то, чего никогда не происходило, сделай то, чего ты никогда не делал. Раньше ты не ходил к шаману, а тут пришел. Значит уже начался процесс перемен».

По словам писателя, дело шамана — прежде всего дать совет, что человек должен сделать, чтобы добиться желаемого. «То есть это всегда совместная работа. Магии никакой не существует, – повторяет Карагай. – Ты меняешь свое сознание благодаря советам человека, который обладает какими-то философскими традиционными знаниями, и считает, что именно это правильно для тебя».

В рассуждениях людей, связавших свою жизнь с шаманизмом — недаром мы цитируем их подробно и дословно — можно уловить одну закономерность: они, как заправские юристы, избегают каких-либо обязывающих формулировок. Это древнейшая религия, которая при этом не претендует на спор с другими религиями об истинности. Это способ воздействия на реальность через «тонкий мир» духов и сущностей — но речь идет лишь о «переговорах», не о магическом могуществе. Наконец, это помощь страждущим, но лишь в сотрудничестве с ними же.

Аккуратно заметим, что еще сто лет назад — когда шаманизм в Сибири и на Крайнем Севере был вещью умирающей, но на сто процентов традиционной — установки были несколько другими. Шаманы старых времен, как и их адепты, воспринимали свою картину мира как единственно истинную и веротерпимость декларировали разве что исподволь, чтобы не иметь проблем с государством. Простые люди, приходившие к шаманам (кстати, к «знающим бабушкам» русских деревень это тоже относится), ожидали от них именно магического эффекта. И, поскольку все вели себя при этом не особенно вариативно – «традиционно» – за успех или неуспех предприятия обычно отвечал шаман, а не его проситель.

Что изменилось за последние десятилетия? А ведь совершенно не трудно сказать: просто пришли в массовую культуру нью-эйдж и популярная психология. А с ними — техники и подача, позволяющие сохранять традиционный авторитет, не неся жесткой традиционной ответственности. Нынешние шаманы — независимо от их квалификации и уровня — пользуются именно этими методиками. И, в целом, как мы уже говорили, это неплохо: если быть нью-эйджу, так пусть уж нашему. Сибирскому. Доморощенному.   

Источник: www.mk.ru

от serfer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *