С приближением европейского эмбарго Аналитики обновили взгляд на российскую нефть и нефтепродукты, а также понизили оценку падения добычи в РФ и экспорта с 1,5 до 1 млн баррелей в сутки. При этом к концу 2023 г. ожидается постепенное восстановление.
Главное
• Эмбарго на морские поставки, ограничения цен — в силе с 5 декабря
– Эмбарго на нефтепродукты последует с 5 февраля
• Совокупная добыча/экспорт может упасть на 1 млн баррелей в сутки к марту
– Прогноз улучшен, ранее ожидалось падение на 1,5 млн баррелей
• Эмбарго на нефть должно быть легче как для России, так и для Европы
– Нефть легче направить на другие рынки, хотя нехватка еще вероятна
– Нефтепродукты — рынки гораздо сложнее, возможны большие сбои
• В итоге: эмбарго лишь временно нарушит российский экспорт
• Снижение объемов, цены Urals — потенциальный негатив для маржи в I полугодии 2023 г.
– Газпром, НОВАТЭК — ждем динамику лучше, чем у нефтяников (ЛУКОЙЛ, Роснефть)
В деталях
Эмбарго и ограничение цен могут сократить экспорт российской нефти на 500 тыс. баррелей в сутки. Мы по-прежнему считаем, что из-за эмбарго добыча и экспорт российской нефти резко, но временно, сократятся, при этом наш прогноз становится сложнее и несколько оптимистичнее. Ранее мы предполагали падение добычи/экспорта нефти на 1,5 млн баррелей в сутки с 5 декабря, теперь ждем падения на 500 тыс. баррелей в сутки с декабря и еще на 500 тыс. баррелей из-за эмбарго на нефтепродукты с 5 февраля.
Нефтяное эмбарго распространяется только на морские поставки. Россия сейчас экспортирует 1 млн баррелей нефти в сутки в Европу по морю. Возможно, половина этого объема может быть сразу перенаправлена покупателям в Азии, но узкие места в логистике, скорее всего, приведут к временному сокращению добычи/экспорта на 500 тыс. баррелей в сутки.
Эмбарго на нефть, а также предложенное США ограничение цен, вероятно, сократят российский экспорт, поднимут мировые цены на нефть и увеличат премию Brent–Urals, в результате чего цены на Urals, по нашему мнению, снизятся лишь незначительно.
Эмбарго на нефтепродукты — возможны более серьезные последствия. Для нефтепродуктов требуется больше танкеров небольшого размера, чтобы перевозить различные сорта дизельного топлива, мазута, нафты и прочее. Мировой флот почти наверняка не справится с перенаправлением всех поставок в Азию. Между тем европейский рынок сильно зависит от российского дизельного топлива, нафты и топлива с высоким содержанием серы, а значит к весне он может столкнуться с явным дефицитом.
Российским НПЗ также будет непросто, поскольку им необходимо будет экспортировать объемы дизельного топлива и мазута при производстве достаточного количества бензина для удовлетворения внутреннего спроса. Рынок, вероятно, отреагирует на возможность арбитража следующим образом:
• привлечет суда для перенаправления российской нефти и нефтепродуктов из Европы
• и/или разработает более крупные и сложные серые схемы для осуществления поставок в Европу, вопреки любым запретам
Мы полагаем, что со временем российский экспорт может переключиться на нефть и отказаться от нефтепродуктов из-за более простой логистики.