Чт. Сен 19th, 2024

Поданным «Индекса здоровья российского бизнеса» отCalltouch, банка «Точка» иHeadHunter, самыми пострадавшими отраслями МСП поитогам IIквартала 2023 года стали спорт, продуктовый ритейл имедицина. Показатели упали на12–24 балла взависимости ототрасли, число клиентов сократилось, аобороты хоть ирастут, нокрайне медленными темпами ивомногом засчет роста цен.

Во II квартале 2023 года сильнее всего из МСБ пострадали спорт, медицина и продуктовый ритейл

Dusan Petkovic/shutterstock

Внише спорта ифитнеса «Индекс здоровья поитогам» IIквартала 2023 года всравнении соIIкварталом 2022 года рекордно упал на41 балл— с67 до26 баллов. Нынешний показатель (26 баллов) является близкими кпятилетнему минимуму, зафиксированному воIIквартале 2020 года. При этом еще вIквартале 2023 года показатель «Индекса» составлял 62 балла.

Столь резкое падение общей интегральной оценки здоровья компаний, оказывающих спортивные услуги, подтверждается иснижением ключевых бизнес-показателей. Так, несмотря нарост оборотов вотрасли запоследний год натреть (32%), спрос науслуги среди клиентов упал на14%, ана100 ликвидированных компаний пришлось на23% меньше зарегистрированных (126 вместо 163 впервом квартале).

«Услуги спорта ифитнеса неотносятся кразряду обязательных трат, ипри снижении общей покупательской способности населения именно наних многие соотечественники экономят.

«Индекс здоровья компаний», оказывающих услуги попродаже продуктов питания инапитков, поитогам IIквартала 2023 года всравнении соIIкварталом 2022 года упал на18 баллов— с67 до49 баллов. Доуровня в49 баллов «Индекс» неопускался с2019 года (тогда он, взависимости отквартала, составлял от30 до65 баллов соответственно).

Падение «Индекса» вотрасли объясняется разными причинами: сокращение доходов компаний вызвано ипадением доходов населения (параллельно сростом инфляции), иростом затрат ритейлеров наобеспечение торговли (увеличение транспортных расходов, трат нааренду исодержание торговых площадей и т. д.). Нафоне снижения покупательской способности многие ритейлеры вынуждены были увеличить количество ассортимента дешевых товаров, которые впериод неопределенности пользуются большим спросом.

Сильнее всего это отразилось нанише товаров первой необходимости— продуктов питания, бытовой химии итоварах для дома. Устойчивой чертой поведения покупателей остается экономия: покупатели ищут самые недорогие товары, сокращают объем своих покупок.

Однако более щадящей для россиян формой экономии стал поиск более дешевых альтернатив привычным, более дорогим, брендам.Впериод нестабильности потребители готовы отказаться отнекоторых привычек впользу экономии средств. При этом зачастую экономия средств непродиктована ихнедостатком. Россияне экономят «про запас», ачасть покупателей, наоборот, запасается товарами первой необходимости. Например, рекордный рост цен насахар, гречневую крупу, рис имакароны впериод пандемии связан втом числе стем, что многие россияне массово скупали эти продукты.

Дискаунтеры имагазины низких цен становятся новым трендом, авместе сэтим растет конкуренция исостороны маркетплейсов, идругих онлайн-площадок.

Обороты компаний, занимающихся продажей продуктов питания инапитков, растут рекордно медленно посравнению совсемидругими отраслями. Так, рост оборотов поитогам IIквартала 2023 года относительно IIквартала 2022 года составил всего 10%, ана100 ликвидированных компаний пришлось на34% меньше зарегистрированных (133 против 201 вIквартале).

Вмедицине «Индекс здоровья» поитогам IIквартала 2023 года всравнении саналогичным периодом 2022 года упал на21 балл— с71 до50 баллов. Кварталом ранее «Индекс здоровья» составлял 68 баллов, что говорит осерьезной просадке отрасли.

«Среди россиян намечена тенденция отказываться оттех услуг ипродуктов, которые неявляются обязательными. Просадку медицинской отрасли можно назвать исключительным случаем, ведь наздоровье, как правило, неэкономят. Однако внашей стране платной медицине есть альтернатива— бесплатное государственное здравоохранение. Ктомуже, летний сезон является периодом приостановки сезонных заболеваний, простуд ивирусов. Можно предположить, что падение этой отрасли бизнеса— временное исвязано собщим снижением благосостояния россиян исезонностью»,— отметилаData-журналистбанка «Точка» Юлия Криган.

Помимо общего падения «Индекса», рост оборотов был незначительным относительно других отраслей исоставил 19% (Q22023 кQ22022) засчет вынужденного удорожания большинства медицинских услуг ирасходных материалов. Отношение числа регистраций новых компаний вотрасли кколичеству ликвидаций уменьшилось на26% (192 новые компании на100 ликвидированных вIквартале против 142 воII).

При этом клиентский спрос практически восстановился допоказателей прошлого года— пока бизнес всфере медицины недосчитывается только 4% клиентов. Положительная динамика спроса намедицинскую помощь говорит опостепенном восстановлении платежеспособности россиян иихготовности инвестировать финансы всобственное здоровье.

Источник

от serfer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *