В российском транспортном секторе довольно много компаний, но среди них мало представителей авиационной отрасли — многие инвесторы слышали лишь об Аэрофлоте. Между тем, на рынке есть компания ЮТэйр — и по капитализации она начинает догонять Аэрофлот.
На какой высоте летали
• В 2017 г. компания Аэрофлот стоила дороже ЮТэйра более чем в 8 раз.
• Вплоть до марта 2022 г. оценка ЮТэйра варьировалась в диапазоне 22–36 млрд руб., то есть акции были в боковике. А вот стоимость Аэрофлота с максимума 2017 г. пикировала, пока в октябре 2020 г. не начала восстанавливаться после кризиса пандемии.
• Позже, в 2022 г., Аэрофлот ускорил падение, а акции ЮТэйра начали активно расти.
• В середине лета 2022 г. ЮТэйр стоил даже дороже Аэрофлота, но лишь на время.
• С начала 2023 г. акции Аэрофлота выросли на 66%, а капитализация к 23 октября составляет 161 млрд руб. Акции ЮТэйра за то же время подскочили на 117%, а капитализация составляет 128 млрд руб., при этом максимум фиксировался на уровне 150 млрд руб.
Чем похожи и чем отличаются компании
Аэрофлот — огромная группа, которая объединяет одноименную авиакомпанию, а также компании Россия и Победа. На конец 2022 г. флот состоял из 346 воздушных судов. Компания поддерживается государством, а в условиях санкций флот будет постепенно переориентироваться на самолеты отечественного производства. Соответствующие контракты были подписаны с ОАК еще в прошлом году.
Аэрофлот вернулся к публикации финансовых отчетов и за I полугодие 2023 г. рапортовал о росте выручки и сокращении убытков. Компания не платит дивиденды с 2019 г. Маржинальные международные полеты еще не восстановились к допандемийным уровням. Однако компания проделала большую работу в новых экономических условиях, для улучшения ситуации в международных рейсах.
Пока рекомендация БКС — «Продавать».
ЮТэйр — крупный представитель российской авиации, но он все же заметно уступает непубличным конкурентам и Аэрофлоту. Как указано на сайте компании, в ее флоте всего 59 самолетов и более 330 вертолетов. Вертолеты используются во множестве направлений: спасательные операции, туризм, перевозка грузов и людей и т.д.
За 9 месяцев пассажиропоток на самолетах группы ЮТэйр вырос на 9,4%. Всего группа перевезла 5,1 млн пассажиров (в том числе и на вертолетах) — это уже почти на уровне всего 2022 г. Для сравнения, Аэрофлот за 9 месяцев перевез 35,8 млн пассажиров (+14,6% г/г).
Так почему вырос ЮТэйра
В I полугодии 2023 г. выручка компании выросла на 17% г/г, но вместо прибыли был получен убыток. Дивидендов у ЮТэйра нет. Так почему акции растут быстрее, чем у Аэрофлота, и стоимость компании догоняет главного конкурента?
• Компания активно развивает и использует свой вертолетный бизнес — крупнейший в стране и с диверсифицированным списком задач. Нужно отметить, что выручка от операций за рубежом обнулилась, а доходы по договорам с ОНН сильно сократилась. При этом нивелировать потери удалось в I полугодие.
• С 2022 г. компания расширяет полетную программу за рубеж. Сейчас ЮТэйром можно улететь в 7 стран и совершать перелеты внутри России. Операционные показатели растут, что позитивно для финансовых результатов. При этом важно отметить, что внутренние операции приносят 72% выручки, и сильно сократить эту долю в пользу международных рейсов будет сложно, особенно учитывая возможности Аэрофлота на этом поле.
• Как сообщал ЮТэйр, его флот самолетов еще в 2021 г. был переведен в российский реестр, а суда для вылетов за границу находятся в собственности компании. Состав флота в большинстве своем состоит из небольших самолетов, а судов отечественного производства и вовсе нет.
• В 2022 г. ЮТэйр получил сертификат разработчика авиатехники. Это позволяет группе полностью обеспечивать авиатранспортные нужды ведущих компаний России, которые занимаются добычей углеводородов, бурением и геологоразведкой.
Отрасль оживает, и ЮТэйр оптимизирует свою работу. А учитывая, что акции имеют третий уровень листинга, спекулятивная составляющая в них повышенная, инвесторы проявляют к ним повышенный интерес в последнее время.
Выводы для инвесторов
• Акции ЮТэйра выросли за счет восстановления отрасли авиаперевозок. Напомним, что инвесторы в течение года покупали акции небольших компаний с появлением локальных драйверов, зачастую рост был не обоснованным. В случае ЮТэйра драйверы, действительно были, однако рост выглядит избыточным на фоне резких взлетов в третьем эшелоне.
• Компания не платит дивидендов — а значит, главным «топливом» для роста акций были и остаются операционные и финансовые показатели. Сейчас компания убыточна из-за роста расходов, их оптимизация позволит вернуться к прибыли, но когда и как вопрос остается открытым.
• Рост капитализации был вызван интересом инвесторов к внутренним историям с перспективами роста. В целом, учитывая работу работу Аэрофлота по улучшению работы в новых экономических реалиях, и небольшой размер ЮТэйра, стоимость последнего выглядит завышенной. Мультипликатор P/E выше 15, по EV/EBITDA компания также стоит дорого.
• Акции компании обошли индекс МосБиржи по динамике с начала года, но уступают транспортному сектору (ЮТэйр в состав индекса не входит).
• Акции ЮТэйра подойдут для спекулятивных сделок. Для долгосрочного инвестирования стоит найти новые драйверы, так как прошлый оптимизм уже учтен в цене, а рост с начала года избыточный.