Аналитики компании RockWool предположили, что динамика цен нарынке строительных материалов в2023 году достигнет 7–12%. Таким образом, цены настройматериалы будут расти каждый месяц.
Drazen Zigic/ Freepik
Поданным ежемесячного мониторинга «Банка России», 90% россиян заметили рост цен напродукты, товары иуслуги вапреле 2023 года посравнению смартом, причем только 12% назвали его незначительным. Вчастности, 19% сообщили, что запоследний месяц очень сильно выросли цены настроительные материалы. Улучшения ситуации россияне неожидают: 72% были уверены, что вмае цены станут еще выше, 13%— что останутся напрежнем уровне.
«Кконцу 2022 года можно было уверенно говорить отом, что цены настроительные материалы стали снижаться после достижения пиковых значений. Носейчас падение остановилось. Более того: весной 2023 года сучетом начала активного строительного сезона видно, что товары стали дорожать. Особенно это касается материалов, которые имеют всвоем составе сырье иностранного производства. Спрос настроительство иремонт сегодня есть, поставки идут вхорошем темпе, носырьевая инфляция продолжает расти, поставщики уже начинают повышать ценник.
Наувеличение стоимости строительства может повлиять идефицит рабочих рук: опроблеме кадрового голода сегодня открыто говорят нагосударственном уровне. Строители— неисключение, поданным рекрутинговой платформы HeadHunter, наодну вакансию строителя приходится всего 3,2 резюме, что говорит одефиците соискателей ивысоком спросе натакой персонал.
Всвязи сгеополитической ситуацией иэкономической обстановкой в2023 россиянампо-прежнему затруднительно выезжать заграницу. Исейчас перед жителями страны также всталвопрос: отдыхать загородом или путешествовать поРоссии. Внутренний туризм доступен, нотуры подросли вцене, поэтому собственные дачи по-прежнему актуальны, спрос наних только растет. Следовательно, тренд наиндивидуальное жилищное строительство (ИЖС) сохранится.
Интерес кИЖС подтвердил имониторинг«Банка России». Возможность приобретения или строительства нового жилья вближайшие пять лет сегодня рассматривают 27% россиян. Изних сразу 9% планируют вложиться встроительство собственного частного дома, 8% хотят купить квартиру навторичном рынке, 7%— вновостройке или строящемся доме, а5% намерены приобрести уже готовый частный дом. Еще 2% затруднились ответить. Таким образом, популярность ИЖС среди тех, кто собирается кардинально поменять свои жилищные условия, почти неуступает квартирам.
Поданным опроса компании RockWool, главные причины популярности ИЖС— наличие собственного земельного участка, отсутствие соседей итишина, атакже возможность сделать индивидуальную планировку.
«Тренд этого года— рост интереса кипотечным коттеджам. Если раньше издесяти домов два были взяты випотеку, тотеперь— восемь. Сейчас даже крупные девелоперы заходят нарынок ИЖС спроектами коттеджных поселков. Основная причина, которая должна привлечь интерес покупателя ктаким точкам— развитая инфраструктура. Вцелом сегодня спросу наИЖС очень способствует реализация льготных ипотечных программ»,— добавил Максим Тарасов. —Вслучае активного распространения ипотечного кредитования начастные дома увеличится испрос насоздание качественных проектных решений. Поэтому можно ожидать нехватку проектных иархитектурных организаций. Альтернативой будет использование типовых проектов, которые имеют ряд ограничений».
Поданным«Дом.РФ», запервый квартал 2023 года российские банки предоставили около 12 тысяч кредитов наИЖС наобщую сумму 50млрдрублей. Вкомпании предполагают, что кконцу года объемы выдачи ипотеки наИЖС достигнут 50 тысяч кредитов.Рост цен настроительные материалы, помноженный нарост интереса киндивидуальному жилищному строительству привел к«перетеканию» клиентов вэконом-сегмент. Если на«люкс» свой клиент остался, товсе те, кто был заинтересован всредней ценовой категории, стали сокращать издержки исмотреть всторону экономии. Теперь покупатель готов тратить больше времени напоиск наиболее выгодного предложения нарынке.
«Условно, раньше, чтобы утеплить стену или возвести межкомнатную перегородку, человек ехал вближайший или привычный магазин. Теперьже онпосмотрит нанескольких сайтах сетевых магазинов, „пройдется“ помаркетплейсам, сходит нарынок итолько потом примет решение опокупке. Поэтому сейчас компании ибренды-производители „бьются“ закаждого клиента. Основные инструменты этой „борьбы“— повышение уровня клиентского сервиса, специальные акции иуникальные предложения, атакже доступность продукта иудобство доставки»,— рассказал Максим Тарасов.
Изменения произошли ивторговых сетях: многие изних перешли кболее тесной работе споставщиками-производителями, атакже увеличили количество совместных маркетинговых активностей.Вчастности, цены настроительные материалы для инженерных систем могут вырасти на12–15%, накабельную продукцию, электрику исвет— на10–12%, надревесину, продукты деревообработки, атакже насухие смеси— впределах 10%.