Ключевая особенность российского рынка сегодня— трансформация, которая затронула покупательское поведение, ритейл и производство. Отрендах FMCG-рынка рассказал Константин Локтев, директор поаналитике иконсалтингу NielsenIQ наонлайн-конференции .
Источник:NielsenIQ
Первый тренд— потребители сокращают свои расходы. Такое поведение свойственно обществу вовремя любых кризисных явлений: впервую очередь человек экономит натоварах непервой необходимости, ивпоследнюю— напродуктах питания. Вчастности, 71% экономят напокупке новой одежды, 66%— наразвлечениях вне дома, 65%— надоставке еды. Причем даже при улучшении экономической ситуации, порядка 30% респондентов продолжат экономить напитании вне дома, развлечениях, доставке готовой еды иеды «навынос» идругих покупках.
«Мывходим в2023 год сочень экономным покупателем, иэта тенденция продолжит влиять нарынок»,— отметил всвоем выступлении Константин Локтев.
Источник: NielsenIQ
Второй тренд— перераспределение бюджета внутри кошелька покупателя. Впервом полугодии 2022 года россияне сократили расходы наавторынок (-53,1%), одежду иобувь (-25-30%), DIY (-14,2%), бытовую технику иэлектронику (-11%).
«Перераспределение бюджетов будет происходить идальше. Яуверен, что рынки, которые сегодня вотрицательной зоне, в2023 году должны столкнуться сопределенной стабилизацией иновыми возможностями для роста»,— сообщил специалист.
Третий тренд— увеличение количества посещаемых офлайн-магазинов. Если в2020 году покупатель посещал всреднем 4 торговые точки, тов2022 году это количество увеличилось до5,8магазинов. Такое поведение связано соснижением лояльности кобъектам торговли: потребитель выбирает нетолько удобные места совершения покупок, ноивыгодные.
«Сегодня ритейл вРоссии сталкивается сбеспрецедентным уровнем конкуренции запокупателя. Учеловека всегда есть выбор— вкакой магазин пойти, чтобы сэкономить»,— считает он.
Источник: NielsenIQ
Четвертый тренд—перераспределение продаж между каналами. В2022 году рост внатуральном иштучном выражении генерируют два канала— дискаунтеры иминимаркеты, куда входят«Красное и белое», «Бристоль». Гипермаркеты, супермаркеты, хозяйственные магазины имагазины парфюмерии нафоне роста инфляции чувствуют себя хуже.
«Посути покупатель мигрирует вэти два канала. Причем дискаунтеры развиваются активными темпами втом числе засчет развития новых сетей ижестких дискаунтеров. Скорее всего этот канал продолжит расти ив2023 году»,— отметил специалист.
Пятый тренд— рост онлайн-канала. Если раньше покупатели выбирали онлайн из-за удобства совершения покупок, например вовремя пандемии илокдауна, тосейчас— для экономии. 73% респондентов сравнивают цены вонлайн иофлайн магазинах, а48% считают, что вонлайн-магазинах можно найти товары поболее низким ценам. Всентябре 2022 года доля онлайн-продаж вденежном выражении составляла 6,7%.
Источник: NielsenIQ
Шестой тренд— смещение спроса всторону продуктов питания вдекабре 2022 года, относительно прошлого года. С5 по11 декабря вофлайн-сетях росли внатуральном выражении такие категории как канцелярия (+100%), подарочные наборы (+27%), продукты питания (горячие напитки + 7%, скоропортящиеся продукты + 7%, печенье, кондитерские изделия, закуски +6%). При этом товары для занятия спортом сократились на48%, приспособления для фотографирования— на47%, оптика— на24%, товары для личной гигиены— на23%, кухонные приборы, посуда, игрушки, одежда иаксессуары— на18%.
«Происходит трансформация иперераспределение категорий вофлайне: доля непродуктовых категорий уменьшается, апродуктовых— увеличивается»,— объяснил специалист.
Источник: NielsenIQ
Седьмая тенденция— изменение топ-50брендов на полках сетей. Зеленой рамкой наиллюстрации обведены тебренды, которые увеличились попозициям, красной— те, которые сократилась относительно прошлого года. В2023 году продолжится перераспределение ассортимента внутри категории, будут появляться новые бренды и расширяться прежние засчет ухода срынка конкурентов.
«Мымного лет говорим про трансформацию, нотакой трансформации как сейчас мыникогда невидели»,— подытожилКонстантин Локтев.
Яна Морозова, Retail.ru
Материал создан по следам мероприятия Потребительский рынок России: ключевые вызовы 2023