Вс. Сен 8th, 2024

Мультипликатор P/S: для чего он нужен и как считается

В аналитических текстах часто упоминаются различные мультипликаторы — производные финансовые показатели. Что они означают и как помогают инвестору оценить привлекательность эмитента? Сегодня поговорим о соотношении цена/выручка — мультипликаторе P/S.

Мультипликатор — производный финансовый показатель, позволяющий оценить инвестиционную привлекательность актива и сравнить с конкурентами. Инвесторы считают мультипликаторы, чтобы понять: переоценена ли акция, недооценена или она соответствует своей цене.

Все мультипликаторы важно использовать корректно, не полагаться на единственный показатель при оценке компании и принятии инвестиционного решения, а смотреть на общую картину.

Как считать P/S

P/S (Price to Sales — цена к выручке) — это отношение рыночной цены одной акции к выручке, которую компания получает на одну акцию, или же отношение капитализации к общей выручке.

Капитализация компании — это стоимость всех ее акций. А выручка — деньги, заработанные предприятием за определенный период без учета расходов, в том числе налогов, амортизации и т. д

Например, возьмем компанию «Крыша» с капитализацией 50 млн руб., ее выручка за рассматриваемый период — 25 млн руб. То есть по формуле P/S компании составит 50/25, то есть значение мультипликатора для нее — 2. Если выручка будет 45 млн руб., то P/S= 1,1 (50/45).

Что это значит

Мультипликатор P/S дает понять, сколько заплатит инвестор на 1 единицу выручки компании (рубль, доллар и др.), полученной за определенной период, чаще всего речь идет о годе. То есть он показывает, сколько годовых выручек стоит компания. Еще его называют показателем окупаемости.

Ключевая задача мультипликатора — найти недооцененные компании, у которых есть потенциал для роста. Чем ниже P/S, тем потенциал больше, чем выше — тем меньше.

Допустим есть два предприятия — «Звезда» и «Небо». У них одинаковая капитализация в 75 млн руб., но выручка сильно отличается: 20 млн руб. и 70 млн руб. соответственно. Получается, что P/S «Звезды» равен 3,75 (75/20), а у «Неба» — 1,07 (75/70). Это означает, что первая компания будет окупаться больше трех лет, а вторая — чуть больше года. То есть при прочих равных потенциал роста «Неба» выше.

Для российских предприятий считается нормой показатель меньше 2, а P/S ниже 1 указывает на недооцененность.

Что еще важно знать

• P/S — инструмент, который позволяет провести стоимостный анализ компании, то есть определить ее перегрев или недооценку.

• Значение P/S можно рассчитать для всех компаний, поскольку выручка, в отличие от прибыли (как у P/E), не может принимать отрицательные значения.  

• Виды мультипликатора: стандартный с учетом дохода за прошлый финансовый год, сглаженный с учетом дохода за предыдущие четыре квартала, форвардный с учетом дохода в ближайшие 12 месяцев.

• Использовать P/S целесообразно для компаний одного сектора, которые ведут приблизительно одинаковую деятельность, потому что в зависимости от сектора средние значения этого показателя разнятся. Нельзя, например, сравнивать IT-корпорацию и предприятие нефтяной промышленности.

Мультипликатор P/S: для чего он нужен и как считается

Источник

от serfer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *