Пн. Сен 16th, 2024

Мультипликатор P/E: как считается и зачем он нужен

В аналитических текстах часто упоминаются различные мультипликаторы — производные финансовые показатели. Что они означают и как должны помочь инвестору оценить привлекательность эмитента? Сегодня поговорим о соотношении цена/прибыль — мультипликаторе P/E.

Мультипликатор — производный финансовый показатель, позволяющий оценить инвестиционную привлекательность актива и сравнить с конкурентами. Инвесторы считают мультипликаторы, чтобы понять: переоценена ли акция, недооценена или она соответствует своей цене.

Все мультипликаторы важно использовать корректно, не полагаться на единственный показатель при оценке компании и принятии инвестиционного решения, а смотреть на общую картинку.

Как считать P/E

P/E (Price/Earnings — цена/прибыль) — соотношение цены акции и прибыли на акцию или, соответственно, соотношение капитализации компании и ее прибыли.

Например, чистая прибыль компании «Зима» составляет 50 млн руб., а в обращении находятся 14 млн ее бумаг. Прибыль на акцию — это общая прибыль, деленная на количество бумаг, или 50/14, то есть 3,57 руб. на бумагу. Если одна акция стоит 70 руб., то P/E = 19,6 (70/3,57).

Что это значит

Мультипликатор P/E — «быстрая» оценка, и как раз по этой причине она является менее точной относительно сложных моделей, однако позволяет оперативно оценить ситуацию и понять, недооцененный или переоцененный актив перед вами.

Представим, что компания «Весна» зарабатывает на акцию 5,5 руб., и стоимость ее бумаги достигает 50 руб., а не 70 руб., как у компании «Зима». Тогда P/E составит 9,09 (50/5,5).

Чем ниже P/E, тем дешевле стоят бумаги эмитента относительно прибыли на акцию, которую он зарабатывает. Например, это может значить, что бумаги компании «Весна» (P/E = 9,09) более недооценены рынком, чем акции компании «Зима» (P/E = 19,6). Однако не стоит забывать, что эти расчеты грубые и также могут говорить о том, что у компании есть какие-либо проблемы, из-за чего мультипликатор и оказался низким.

P/E подойдет для оценки компаний одного сектора, чтобы понять, насколько каждая из них привлекательна относительно среднего по отрасли. Высокий по отношению к среднему уровню P/E может говорить о том, что рынок ждет более быстрого роста компании, чем у «коллег» по сектору. Иными словами, высокий P/E в отрасли значит, что инвесторы верят в способность эмитента получить прибыль больше, чем у других.

Каким бывает P/E

У мультипликатора есть два вида:

• Trailing P/E — соотношение текущей капитализации и чистой прибыли за последний год. Здесь в расчеты берется чистая прибыль из отчетности компании.

• Forward P/E — соотношение текущей капитализации и чистой прибыли в будущем, чаще всего речь идет о следующих 12 месяцах. Здесь прибыль берется из аналитических прогнозов.

Что еще важно знать

• Мультипликатор неприменим к убыточным компаниям, то есть чистая прибыль должна быть положительной. Поэтому, например, этот показатель вряд ли можно рассчитывать для стартапов, которые только начинают зарабатывать.

• P/E не учитывает разницу в долговой нагрузке и налогообложении компаний, которые сравниваются. Таким образом, если мультипликатор сильно расходится, то это не повод говорить о недооценке или переоценке одного из них.

• Мультипликатор P/E наиболее подходящий для оценки компаний банковского сектора.

• По мультипликатору P/E можно сравнивать рынки разных стран. Например, показатель российского фондового рынка составляет 5,5 против 27,5 американского.

Мультипликатор P/E: как считается и зачем он нужен


Источник

от serfer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *