Пн. Сен 16th, 2024

Теленеделя с Александром Мельманом

На ОТР прошла знаковая акция: «Пять вечеров с Вадимом Абдрашитовым». «Пять вечеров» — это пять фильмов блистательного режиссера, показанных в ежедневном режиме в лучшее время. Для тех, кто понимает.

"Кино Абдрашитова могло быть странным, не сразу понятым"

Он умер пять месяцев назад, в феврале этого года. Всегда выглядел прекрасно, почти не менялся. Его часто можно было видеть в «Эльдаре», где он вел вечера по просьбе Рязанова и его супруги Эммы Валериановны. Элегантный, памятливый, тонкий в выражениях, приятно смотреть.

Последние 20 лет он ничего не снимал. То есть все свое лучшее, главное сотворил в СССР и первое постсоветское десятилетие. А после… Он все сказал? Исчерпал себя? Или стыдно было все время просить деньги у тех, кто сильнее тебя? «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» Воланд ошибался?

Режиссер на пенсии — а так бывает? Вот режиссер Аскольдов снял всего один фильм, но какой гениальный — «Комиссар». Его, конечно, тут же запретили, положили на полку, а показали только в перестройку, через 20 лет. Режиссеру загубили жизнь, сломали навсегда.

Многие коллеги, даже гениальные, снимали без остановки, до конца. А может быть, лучше вовремя остановиться, уйти, чтобы остаться?

У Абдрашитова была еще одна проблема: ушел в свободное плавание его постоянный соавтор, сценарист Александр Миндадзе, сам стал ставить свое кино. А они же были как сиамские близнецы, стали частью друг друга. Это как Эльдар Рязанов, который уже не мог снимать без Брагинского на том же уровне.

В польском кинематографе прошла такая волна — кино морального беспокойства. Вот и фильмы Абдрашитова — это то же самое: моральное беспокойство. Брался случай из жизни, да, экстремальный, но один из тысячи, казалось, банальный, обыденный и поднимался, возвышался на необъяснимую глубину обобщения, философии, ну и конкретики, когда «не могу молчать!». Абдрашитов был очень неравнодушным человеком.

Его кино могло быть странным, не сразу понятым. Он снимал как будто бы потусторонний мир, а на самом деле все про нас. Исследовал природу власти — над человеком («Слуга»), над массами («Магнитные бури», это последний фильм).

В самом начале перестройки он снял фильм «Плюмбум, или Опасная игра». О том, как на свободе, в этих тепличных условиях, вызревает фашизм. В отдельно взятом человеке. В благих целях, ради спасения утопающих. Санитар леса становится маленьким фюрером. Лес рубят, щепки летят.

Он, несовершеннолетний Руслан Чутко (которого великолепно сыграл Антон Андросов, юная звезда 80-х), не чувствует боли — ни своей, ни чужой. Под школьную считалочку — «гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть…» он гонится за отбросами общества. Он обязательно догонит и посадит, иначе невозможно. Но кем будет потом, когда вырастет?

БОСОНОГИЙ МАЛЬЧИК

Юбилейные концерты Леонида Агутина показали сразу по двум каналам — Первом и НТВ. Большая редкость, уникальность. Значит, он принадлежит всем и зачем его делить, дербанить на отдельные сегменты. Агутин — народный артист республики, в самом прямом смысле. Этим все сказано.

"Кино Абдрашитова могло быть странным, не сразу понятым"

Седой, некрашеный певец, как в жизни. Это честно. Да и зачем мужчине скрывать возраст, молодиться для девочек? Его года — его богатство. Среди своих друзей-сверстников Агутин самый успешный. Потому что выразил себя весь, без остатка. Вова Пресняков-младший очень талантлив, но появляется лишь время от времени, по большим праздникам, часто выпадая в осадок, исчезая с радаров. Дима Маликов в последнее время преуспел лишь в рекламе, дико омолодился по такому поводу, но хиты все те же, 30-летней давности.

А Агутин хорош тем, что ни от кого не зависит — и швец, и жнец, и на дуде игрец. Сочиняет свою музыку, ни на что не похожую, оригинальную, стильную, не устаревшую, сложную. И никогда не изменял себе и ей, своей музыке.

Верной дорогой идет товарищ, босоногий мальчик обуваться не собирается. Умница!

ЖОРА ЯРЦЕВ

Год прошел после смерти Георгия Ярцева. На «Матче» показали фильм «Ярцев. Вечное сияние». Чтобы помнили.

"Кино Абдрашитова могло быть странным, не сразу понятым"

И я вспомнил. Как появился в первой лиге, в «Спартаке» человек из Костромы, матерый, с ураганной скоростью, в нападении. Ему было тогда 29. Бесков опять удивил, доверил, пригласил, поставил в основу.

Ярцев стал забивать сразу. И сразу стал любимцем стартаковской публики. «Жо-ра Яр-цев!» — доносилось с трибун. Он стал родным, своим.

Потом высшая лига, где он еще никогда не играл. И в первый год там — лучший бомбардир страны. Его тут же пригласили в сборную.

В «Спартаке» на звездном уровне он отыграл всего лишь 3 года, а казалось — вечность.

Затем тренер. Всегда был помощником у друга, Романцева. В 96-м Романцев ушел в сборную, остался лишь президентом красно-белых, а тренером стал он, Ярцев. И прилагающийся к нему «пионеротряд», юнцы неощипанные, поскольку все великие разъехались по заграницам. И с этими, с этим «детским садом», Ярцев взял чемпионство, обыграв в решающем матче газзаевскую «Аланию», тогдашний суперклуб.

А потом сборная, стыковые матчи с Уэльсом, и победный гол его «сыночка» Вадима Евсеева, и бессмертное «…вам!» на камеру, на весь мир.

И 1:7 от Португалии — это тоже Ярцев. Триумф и трагедия, он хлебнул всего, полной ложкой. Да, это жизнь, от которой он никогда не прятался, шел прямо, и ветер в лицо.

…Вот Георгий Александром с Олегом Ивановичем опять на тренерской скамье, как в лучшие былые годы. Играют ветераны «Спартака» и «Зенита», и куда же без Ярцева. Он так же жил игрой, как всегда, переживал от души, пусть даже это товарищеский матч.

Потом шутил, смеялся, тоже как всегда… А через несколько дней его не стало. Сердце.

Вся жизнь на наших глазах. Чистая, без примесей. Жора Ярцев, мы помним.

Источник: www.mk.ru

от serfer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *