В Госдуме требуют льгот или отмены госэкзамена
Решение президента РФ об изменениях в системе высшего образования ожидаемо вызвало разговоры о реформе или отмене ЕГЭ. Первый зампред комитета ГД по науке и высшему образованию Олег Смолин призывает пересмотреть порядок сдачи: ЕГЭ только для желающих. Потому что, по мнению депутата, многие выпускники из-за боязни госэкзамена уходят в училища и колледжи. А сельские школы закрываются из-за того, что не могут набрать 10-11 классы.
Депутат отметил, что законопроекты по отмене или реформе ЕГЭ безрезультатно вносились в Госдуму несколько раз. Смолин говорит, что он был против «эксперимента с ЕГЭ» еще 20 лет назад. К явным минусам госэкзамена теперь он относит слишком высокую «материальную и жизненную» цену подготовки к ЕГЭ. Те семьи, у кого есть деньги на репетиторов, вкладываются в 3-4 предмета, которые будут сдавать, забывая про все остальное. В результате, из школ выходит «люди с низким общим образовательным уровнем». Которые буквально не знают, что земля вращается вокруг Солнца или не слышали про Временное правительство, например.
Во-вторых, абитуриенты из регионов не могут конкурировать с выпускниками из Москвы и Питера. Хотя ЕГЭ вводили именно для того, чтобы стандартизировать образование и уровнять шансы для всех. А если все же поступили — домой не возвращаются, налицо отрицательная внутренняя миграция среди молодежи.
Спорным видится аргумент депутата о том, что «более 60 процентов всех ребят после 9-го класса поступают не в старшие классы, а в систему профобразования». И, в основном, из-за боязни ЕГЭ. Подъем среднего специального образования: профтехучилищ, техникумов и колледжей – одна из целей нашей образовательной политики последних лет. О том, что нужно развивать СПО, много переживали и в ГД, и в Совфеде, и президент говорил об этом.
К другим аргументам «против ЕГЭ» Смолин относит ситуацию в отдаленных сельских школах (и малых городах): «Сокращение числа сельских школ — это отчасти результат внедрения единого госэкзамена. Огорчает и отсутствие творческого, воспитательного начала в экзаменах, основу которых составляют тесты и задания-схемы. «ЕГЭ сводится к дрессировке, — подчеркивает депутат. — Понятно, что преподаватели истории, литературы, русского языка, географии вынуждены не столько формировать будущего гражданина, сколько дрессировать ребят на всероссийские проверочные работы, затем на ЕГЭ».
ЕГЭ или зачет оценок в аттестате по средним показателям оценок, по выбору учащихся, введены в РФ в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, где только внедряют учебу по российским образовательным стандартам. Срок действия льготных правил сдачи ЕГЭ 5 лет, до 2027 года. Ранее так же, по желанию, экзамен проходил на территории Крыма, где переходный этап к российской образовательной системе длился с 2014 по 2017 годы.
– Мне кажется, отменять ЕГЭ не нужно, тем более, сейчас, — говорит учитель математики из Москвы Нина Викторова. — Во-первых, система уже отлажена, устранены все «гики и баги». Очень хорошо, что математику разделили на «базу» и «профиль», не надо будущих юристов, например, или других гуманитариев мучать высшей математикой. И от коллег часто слышу, что КИМы (контрольно-измерительные материалы, задания на ЕГЭ) стали хорошими. Нет двусмысленностей и даже ошибок, которые встречались раньше, и до сих пор есть в ВПР, к сожалению. Сама организация экзамена тоже отлажена. Но здесь мне, как наблюдателю на ЕГЭ, хочется сказать, что строгостей слишком много. Экзамены это стресс. Выпускники, по сути, еще подростки. На них гигантская ответственность, ведь многие семьи, действительно, вкладывают большие деньги в репетиторов. А впереди поступление — тот еще квест. Атмосфера на ЕГЭ и так очень напряженная. Зачем столько камер, вдобавок, под контролем нейросети? Дети же лишний раз шевельнуться, чихнуть, почесать нос боятся. Да и многие проверяющие перегибают палку, определенно. Забывают, что учитель не цербер и не фельдфебель. Почему нельзя хотя бы на человеческом уровне к детям быть помягче относиться, более дружелюбно? И последнее – мне довелось присутствовать на экзамене детей с ОВЗ. Там были аутисты, дети с синдромом Дауна, с ментальными проблемами. Они сдавали не ЕГЭ, а ГВЭ (государственный выпускной экзамен, упрощенная версия ЕГЭ). Но все остальное: металлоискатели, камеры и проверяющие, были на месте. В итоге, один мальчик вообще ничего не написал, он вошел и сразу испугался. А он хорошо учится, мне говорили. Другой от стресса заснул и тоже ничего не сделал. Было несколько истерик, все были очень растеряны и работали ниже своего уровня. Это было 6 лет назад. После правила несколько смягчили, особенным детям разрешили сдавать госэкзамены в своей школе. Но после того, что я видела своими глазами, убеждена: должно быть исключение или льгота для них. Ни ЕГЭ, ни ГВЭ эти дети не должны сдавать вовсе, пусть из табеля оценки идут в аттестат.
Ранее Депутат Госдумы Султан Хамзаев призвал полностью отказаться от ЕГЭ. Мол, раз президент объявил возврат к прежним срокам обучения в вузах, возврат в образовании должен быть полным. На что сенатор, зам председателя комитета по науке, образованию и культуре СФ Наталия Косихина возразила, что быстро и сразу такие дела не делаются. «С моей точки зрения, необходимо инициировать общественное и экспертное обсуждение, просчитать все риски, взвесить положительные и отрицательные стороны данного решения, а потом уже принимать решение», — сказала Косихина.
Источник: www.mk.ru