«Привлекать к ответственности за клевету и лжесвидетельство»
В Госдуме в рамках дискуссии вокруг внесенного проекта закона по защите учителей от травли и приданию им нового социального статуса заговорили о вине родителей. Мол, мамаши и папаши катают «телеги» в разные структуры, а потом школы одолевают с проверками. Эти «истеричность и непрофессионализм» родительского сообщества приводят к тому, что школы в последнее время трясет от скандалов и расследований.
Нашумевший «закон о травле учителей» был внесен в Госдуму депутатом Борисом Чернышевым. Проблема со школьными скандалами там обозначена, но формулировки туманны. Мол, зафиксирован «низкий уровень престижа профессии учителя в российском обществе», надо поднимать.
И ранее госдеятели пытались что-то сделать с потоком взаимных оскорблений и даже рукоприкладства, захлестнувшим российские школы. В частности, запретить видео- и фотосъемку в школах. Ведь именно благодаря снятым на телефон сюжетам эпизоды буллинга выплывают наружу. Через соцсети.
И вот — новый поворот. Депутат Госдумы Евгений Марков считает, что школу и учителей пора защитить от наветов родителей учеников. «Родительское сообщество становится крайне истеричным и непрофессиональным», — полагает парламентарий. Дескать, родители «занимаются писательством» в контролирующие органы, а те не могут не реагировать, по долгу службы приходят в школу и отвлекают всех от работы.
Клеймя родителей-крючкотворцев, Марков призывает привлекать их к ответственности за клевету и лжесвидетельствование против учителей. А еще депутат сам папа, отец четырех детей, но с его отпрысками «ничего, что выходило бы за какие-то рамки», не случается. Хотелось бы видеть школьного учителя или администратора, осмелившегося обойтись недостаточно корректно с ребенком депутата ГД…
А вот с другими такое еще как случается. Свежий случай обнародован в тот же день, что и новости про «истерическое родительство». В поселке Петропавловском Челябинской области 62-летняя учительница ударила по голове шестиклассника. Тот игнорировал ее задания в классе, потом вообще полез под парту. Учитель не выдержала и стукнула.
Инцидент стал известен благодаря записи, выложенной в соцсеть. Есть и продолжение: прокуратура района инициировала проверку, учительница уволилась. Очередная история рукоприкладства, как под копирку. И всем ясно, что надо что-либо делать. И существование убежденных сутяжников, которые, безусловно, встречаются и среди родителей школьников, никак не влияет на эту ситуацию. Отъем телефонов тоже не выход – ведь только благодаря подпольной съемке эту проблему в школах отчетливо видно.
– Такая позиция, да еще в депутатском корпусе, очень удивляет, — комментирует юрист Станислав Попов. — Что значит «вменить ответственность за жалобы»?
Любой человек может обращаться в органы правопорядка или органы госвласти, если считает, что его права или права лица, чьим законным представителем он предстает, нарушены. Если будет доказано, что в заявлении указана заведомая неправда, присутствует умысел на клевету, то у потерпевшего тоже есть право наказать заявителя в судебном порядке.
Но еще больше удивляет и расстраивает, что учителей пытаются защищать в ущерб детям.
Ладно еще, граждане пишут на эмоциях, что дети учителя довели, поэтому тот дерется. «Сейчас те еще детки», «сами виноваты» и т. д. Но депутаты-законодатели?.. Разве им надо напоминать, что в юриспруденции принят принцип защиты слабой стороны?
Слабая сторона – это дети, пожилые, другие какие-то уязвимые из-за возраста, состояния здоровья, общественного или гражданского статуса, категории граждан. Несовершеннолетний поэтому должен быть защищен законом максимально. Защита слабого – цивилизационная доктрина, основа законности. Мне бы очень хотелось, чтобы думцы не забывали об этом.
– Защита учителей – острая тема, — говорит учитель истории и обществознания из Москвы Игорь Кирсанов. — Каждый учитель сталкивался с нападками. И я не могу сказать, что у меня не было вредных учеников или скандальных родителей за все годы учительства. Еще как были.
Да, раньше было проще. 20 лет назад дисциплина была лучше, авторитет учителя выше – и не потому, что нравственность была какая-то другая у людей. Просто в тоталитарной стране люди зашуганы.
Затем отношения стали свободнее, правда, не все восприняли свободу как ответственность. Некоторые понимают ее как вседозволенность. В частности, для ребенка, и в школе тоже. Как классному руководителю мне не единожды приходилось дискутировать с такими родителями, декларирующими, что они воспитывают «свободную личность». И прибавим еще сюда инклюзию, детей с ОВЗ в обычных классах, с которыми иногда непросто, а иногда и невозможно управиться…
Мы с коллегами периодически обсуждаем, что же делать. Бюрократические меры спасают отчасти: фиксировать события, не лениться писать докладные в дирекцию, напрягать школьного социального педагога. Саморазвитие тоже идет в помощь — изучать приемы психологии, коллективный учительский опыт прошерстить. Ну и технические меры — в школах нужно больше камер, контроля, чтобы не было «слепых зон». И педагогу так проще что-то доказать, и ребенку не присочинить, если уж на то пошло.
Интересно, что в этот же день, одновременно с обсуждением нового учительского статуса и защиты, депутат Госдумы Олег Голиков обратился в Минпросвещения с предложением открыть в школах стрелковые тиры. Наверное, вместо камер, и чтобы дети по школе с оружием бегали. И еще, по мнению депутата, надо ввести в школах должность военрука и оборудовать отдельные кабинеты по НВП для патриотической работы.
Источник: www.mk.ru