Сотрудники ИТ- и телеком-компаний на 68% чаще отправлялись в зарубежные командировки, чем годом ранее Эксперты компании «Аэроклуб» проанализировали спрос на зарубежные командировки у представителей бизнеса в 2023 году и выяснили, как он изменился, в какие страны стали летать сотрудники российских компаний и каким классом.
По данным исследования, в III квартале 2023 года деловые путешественники из России на 16% чаще приобретали авиабилеты за рубеж, чем годом ранее (-50% к 2019), а всего за 10 месяцев текущего года рост спроса на зарубежные командировки составил 38% (-53% к 2019). Таким образом, доля международных перелетов в рамках командировок сотрудников российских компаний составила 16%, что на 7% ниже, чем в «допандемийном» 2019 году (15% в 2022). Средняя продолжительность зарубежных командировок, так же как и в 2019 году, составила шесть дней (8 дней в 2022). «Мы продолжаем следить не только за объемами авиабилетов, которые ограничены, в том числе, количеством международных рейсов, но и такими индикаторами возвращения к «допандемийной» реальности, как горизонт планирования, продолжительность командировок и число возвратов авиабилетов. Многие из этих показателей уже вернулись в норму и свидетельствуют о стабилизации рынка делового туризма», – поделилась Юлия Липатова, управляющий директор компании «Аэроклуб». Средняя стоимость авиабилетов за рубеж в III квартале 2023 года в экономклассе осталась на уровне прошлого года и составила 45 тысяч рублей за перелет в одну сторону (+109% к 2019). Перелеты бизнес-классом подорожали к прошлому году на 44% и в среднем стоили 198 тысяч рублей за перелет в одну сторону (+103% к 2019). При этом эксперты отметили падение спроса на перелеты бизнес-классом на 11% к прошлому году (-59% к 2019), таким образом, их доля составила лишь 8% (11% в 2022, 10% в 2019). Самыми популярными городами для перелетов бизнес-туристов в III квартале 2023 года стали Белград (+211 к 2022, +1492% к 2019), Стамбул (-21% к 2022, +22% к 2019) и Алматы (-4% к 2022, -6% к 2019). Тем не менее, наибольший поток деловых путешественников отправился в Турцию, Китай и Казахстан. Причем если спрос на командировки в Турцию сократился по сравнению с прошлым годом на 13% (+22% к 2019), то число перелетов в Китай превзошло «допандемийные» показатели на 137%. Таким образом, Китай лишь незначительно уступил Турции, доля которой сократилась до 13% (17% в 2022, 5% в 2019), и завоевал в III квартале 2023 года долю в 12% (1% в 2022, 2% в 2019). Востребованность перелетов в Казахстан упала на 17% (-13% к 2019), а доля сократилась с 15% до 11%. Сербия, лидировавшая во втором квартале 2023, потеряла треть деловых путешественников из России и переместилась на четвертое место (+211% к 2022, +1476% к 2019). Также в топ-10 популярных у представителей бизнеса стран вошли Узбекистан (-10% к 2022+55% к 2019), Республика Беларусь (0% к 2022, -54% к 2019), Армения (-8% к 2022, +6% к 2019) и ОАЭ (+18% к 2022, +56% к 2019). Замыкают топ-10 две европейские страны – Италия и Нидерланды, спрос на командировки в которые вырос по отношению к прошлому году на 92% и 327% соответственно (-62% и 48% к 2019). «Спрос на командировки в Китай был ожидаем, однако мы не думали, что он так быстро окажется в лидерах, принимая во внимание, что ранее он не часто попадал в топ-20 самых востребованных стран. Также на 11 и 13 местах оказались Индия и Южная Корея – тренд на восточные направления налицо и будет только усиливаться», – подчеркнула Юлия Липатова