Вс. Ноя 10th, 2024

Какими навыками должны овладеть летчики «Аэрофлот» переходит на новую систему обучения пилотов Новая система предполагает индивидуальный подход к тренировкам: пилот отрабатывает то, что не получается, а не то, что он уже умеет. Но для внедрения такого подхода всеми перевозчиками необходимо изменение законодательства


                    «Аэрофлот» начал внедрять новую систему подготовки пилотов

«Аэрофлот» внедряет новую систему подготовки и переподготовки своих пилотов, основанную на стандарте Международной организации гражданской авиации (ICAO). Об этом рассказал в номере корпоративного журнала перевозчика Эдуард Советкин, заместитель гендиректора и летный директор компании.

Новый подход к обучению называется Evidence based training (EBT, обучение на основе анализа фактических данных) и базируется на принципе «компетентностного» обучения, описывает Советкин. Переход авиакомпаний на такой подход в подготовке ICAO анонсировала еще в 2013 году. «Классическая система подготовки на тренажере заключается в отработке определенных маневров, процедур и отказов систем самолета и не учитывает реальной необходимости такой подготовки для конкретного пилота. Новый подход ориентирован на разработку программы подготовки конкретного пилота, основанной на синтезе информации, например, из полетных данных (инциденты и происшествия), аудиторских наблюдений, данных об обучении», — пояснил Советкин.

Как рассказал РБК источник в группе «Аэрофлот», компания уже первично протестировала всех пилотов для составления программ по новой системе. По данным отчета за 2022 год, на начало 2023-го в группе «Аэрофлот» работали 32,3 тыс. человек. Из них 12%, или 3,9 тыс. человек, — летный состав. В этом году компания приняла на работу девять молодых пилотов, в ближайшее время планирует взять еще 20, говорится в корпоративном журнале.

Чему и как учит новая система

Раньше тренажерные сессии всех пилотов в компании проходили по одинаковой схеме: в первый день шла отработка различных элементов, отказов и маневров, не связанных между собой. Тренажер запускался в момент «прямо на полосе или уже в воздухе», обыгрывался единичный отказ или событие, после его исполнения тренажер перезагружался, и шел переход к следующему отказу или событию; во второй день тренировок эти же процедуры повторялись «на зачет», рассказал РБК один из действующих пилотов «Аэрофлота». Весь летный состав отрабатывал одни и те же сценарии отказов.

Источник РБК в другой российской авиакомпании объяснил суть нового подхода так: «То, что пилот умеет хорошо — на это он больше время не тратит, а что получается хуже — тренирует — переход от формальной проверки к постоянной тренировке».

Теперь навыки пилотирования будут проверять на предмет наличия у пилота восьми различных компетенций: применение процедур, коммуникация, автоматическое управление траекторией воздушного судна (ВС), ручное управление траекторией, лидерство и командная работа, устранение проблем и принятие решений, ситуационная осознанность и управление рабочей нагрузкой.

Анализировать компетенции будут пилоты-инструкторы, которые задействованы в четырех этапах процесса анализа при тренировках: наблюдение (внимательно следит за работой экипажа и внешними факторами), ведение записей (для последующего обсуждения после тренировки), классификация (для понимания степени отклонения от стандартного уровня компетенции) и определение собственно уровня компетенции.

Кто еще использует новую систему

Планы по переходу на новый формат обучения ранее были также у других компаний группы «Аэрофлот» и у S7 Airlines, сообщил источник РБК. Как рассказал РБК президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук, новый подход к обучению внедряется в авиакомпаниях уже около года и «он лучше старого»: ранее пилоты отрабатывали на тренажерах отказы, о которых были предупреждены, а теперь экипаж должен справиться «без анонса». Он называет это «очень хорошей практикой».

В S7 РБК сообщили, что начали изучение EBT еще в 2017 году, а с декабря 2022-го стали активно применять этот подход в подготовке экипажей. Но внедрение — это долгосрочный процесс, который происходит поэтапно: сначала обучили инструкторов и тренеров, далее разработали документы, программы и методические материалы для обучения пилотов и инструкторов, проводили занятия с пилотами, разработали систему оценок по компетенциям, наконец, создали и проводят тестирование программы.

Летный директор авиакомпании «Россия» Георгий Баринов сообщил РБК, что пока обучение пилотов компании проводится по классической системе. «Но наши специалисты входят в рабочую группу, которая совместно с представителями «Аэрофлота» разрабатывает и внедряет новые методы и практики, а также готовит изменения в федеральное законодательство. Пока из новой системы обучения мы используем только элементы оценки компетенций при проведении проверок летного состава», — отметил Баринов.

С внедрением новой методы действительно есть сложности, признает и Эдуард Советкин: они заключаются в стандартизации инструкторского состава и в отставании нормативной базы в России.

Как пояснил источник РБК в авиаотрасли, ограничения накладывают действующие федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации»: там заложено определенное количество часов на проверку общей квалификации, и приходится гонять тренажер ради отработки того, что пилот уже и так знает «идеально с закрытыми глазами».

В авиакомпании Smartavia РБК сообщили, что тоже внедряют новый подход к обучению. В системе EBT все компетенции рассматриваются в комплексе, и она позволяет развивать так называемые нетехнические навыки и подталкивает пилота к развитию, уточнил представитель перевозчика. Но в компании отметили, что нормативно-правовая база и сегодня позволяет оценивать пилотов согласно перечню компетенций и обращать внимание каждого конкретного пилота на улучшение индивидуальных навыков.

Существующая система подготовки летного состава уже включает в себя основные принципы предлагаемой системы EBT, но последняя выгодно дополняет действующую, считает директор по организации летной работы лоукостера «Победа» Александр Кравченко. По его словам, вопрос сейчас состоит в организации и реализации новой подготовки.

В Росавиации также рассказали РБК, что традиционный подход к подготовке авиаперсонала сконцентрирован на формировании знаний и умений без учета их применения в реальной ситуации. В то же время методология EBT не только поддерживает, но и повышает уровень безопасности полетов. «Этот подход ориентирован на развитие профессиональных качеств пилота — компетенций, а не только на запоминание шаблонов и упражнений», — сообщил начальник управления летной эксплуатации Росавиации Владимир Израилев. В октябре в ведомстве по предложению «Аэрофлота» прошло очередное совещание по этому вопросу. Кроме специалистов агентства в нем участвовали представители Минтранса, Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта и российских авиакомпаний.


                    «Аэрофлот» начал внедрять новую систему подготовки пилотов

Главное для большого бизнеса СберПро Медиа Конференция

SberProTech 2023 – II конференция партнёров Сбера по цифровой трансформации бизнеса


                    «Аэрофлот» начал внедрять новую систему подготовки пилотов

СберПро Медиа Промышленность

Как восстанавливается рынок полимеров в России


                    «Аэрофлот» начал внедрять новую систему подготовки пилотов

СберПро Медиа Недвижимость

На пике. Тренды и вызовы рынка жилой недвижимости


                    «Аэрофлот» начал внедрять новую систему подготовки пилотов

СберПро Медиа Интересное

Цифровая поликлиника: новые профессии в здравоохранении


                    «Аэрофлот» начал внедрять новую систему подготовки пилотов

СберПро Медиа Интересное

Личный трек. Карьерные стратегии для «белых воротничков»


                    «Аэрофлот» начал внедрять новую систему подготовки пилотов

СберПро Медиа Разработка

Навигатор по цифровым решениям


                    «Аэрофлот» начал внедрять новую систему подготовки пилотов

СберПро Медиа Интересное

Луч света. Что такое Li-Fi и чем он лучше Wi-Fi


                    «Аэрофлот» начал внедрять новую систему подготовки пилотов

СберПро Медиа АПК

Умный фермер. Какие задачи аграриев решает искусственный интеллект


                    «Аэрофлот» начал внедрять новую систему подготовки пилотов

СберПро Медиа Интересное

Двойники в сетях: как цифровизация меняет энергетику России


                    «Аэрофлот» начал внедрять новую систему подготовки пилотов

СберПро Медиа Туризм

«Все захотели заниматься туризмом»: барометр отрасли


                    «Аэрофлот» начал внедрять новую систему подготовки пилотов

, ПАО Сбербанк

Источник: www.rbc.ru

от serfer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *