Пт. Сен 20th, 2024

Заботкин — о валютных ограничениях и перспективах ДКП

Зампред Банка России Алексей Заботкин в своем интервью Интерфаксу рассказал о текущей ситуации в экономике, валютных ограничениях, перспективах ДКП и  возобновления регулярных операций по бюджетному правилу.

О валютных ограничениях

ЦБ РФ по-прежнему считает, что расширение валютных ограничений хотя краткосрочно и позволяет снизить курсовую волатильность, но несет дополнительные риски.

«Возможно, какие-то из мер, связанных с ограничением движения капитала, способны в какой-то мере сгладить краткосрочную волатильность обменного курса. Но надо помнить, что при этом они могут осложнять внешнеэкономическую деятельность. Такие меры и в нормальных условиях обременительны для бизнеса, а сейчас потенциально могут создавать дополнительные риски: бесперебойности импортных поставок, скорости проведения расчетов и так далее», — сообщил Алексей Заботкин.

Он отметил, что указ, вводящий обязательную продажу валютной выручки, который подписали на этой неделе, распространяется на ограниченный круг компаний и носит временный характер.

«Это позволит минимизировать побочные эффекты и даст возможность по истечении срока действия оценить эффективность этой меры», — заявил он.

Заботкин подчеркнул, что устойчивый уровень обменного курса определяют фундаментальные факторы — экспортные возможности и то, как с ними соотносится спрос на импорт, а также привлекательность рубля как средства сбережения.

О возобновлении регулярных операций по бюджетному правилу

Банк России объявит подходы к возобновлению зеркалирования регулярных операций с валютой в рамках бюджетного правила и решение о реализации отложенных покупок валюты в декабре.

«Это будет очень похоже на то решение, которое принималось в 2018 г. Как вы помните, в декабре 2018 г. мы объявили наши подходы к возобновлению этих регулярных операций. Сейчас мы тоже ориентируемся на то, что в декабре объявим решение рынку», — сказал зампред.

В целом, по его словам, общие подходы будут такими же, то есть накопленный объем отложенных покупок будет распределен равномерно на какой-то значимый промежуток времени.

«В прошлый раз это было три года. Сейчас посмотрим, сколько накопится, исходя из этого, будем принимать решение», — отметил Заботкин.

Об инфляции

Инфляция в РФ складывается ближе к верхней границе прогноза ЦБ на 2023 г., 6–7%.

«Надо учитывать такой момент, что в июле этого года повышения тарифов не было, оно было опережающим образом реализовано в декабре 2022 г. В следующем году тарифы будут повышены как обычно — в июле. Соответственно, с точки зрения годового сравнения это будет означать, что в июле 2024 г. показатель годовой инфляции может еще подрасти именно из-за вклада тарифов. Когда этот тарифный эффект уйдет, после июля следующего года годовая инфляция уже будет двигаться в направлении 4%», — считает Заботкин.

Инфляция, по прогнозу ЦБ, достигнет таргета в 4% в декабре 2024 г.

«Мы будем проводить денежно-кредитную политику таким образом, чтобы годовая инфляция в декабре следующего года была вблизи 4%. Это наша цель», — заявил Заботкин.

Ситуация с годовой инфляцией начнет разворачиваться во втором квартале 2024 г., добавил он.

«Просто в июле будет еще один фактор, тарифы, который способен ее локально подвинуть вверх. В целом показатель годовой инфляции весной – летом перейдет к снижению», — сообщил он.

Текущие темпы роста цен и в начале следующего года будут несколько выше тех, которые были в начале 2023 г., поэтому показатель годовой инфляции продолжит расти, подчеркнул Заботкин.

О ВВП

Динамика ВВП РФ в III квартале 2023 г. с учетом сезонной очистки будет ближе к показателям I–II квартала, в IV квартале рост экономики немного снизится.

«Наверно, в IV квартале темпы роста несколько снизятся, в том числе по причине того, что этот восстановительный импульс заканчивается. Плюс, конечно, начнет уже сказываться ужесточение денежно-кредитной политики, которое мы осуществили за последние три месяца», — отметил зампред ЦБ.

В следующем году ЦБ также ожидает рост ВВП, хотя и более умеренный, чем в этом году, с учетом того, что в цифрах этого года «сидит» восстановительный рост.

О перспективах ДКП

Банк России на октябрьском заседании совета директоров оценит целесообразность дальнейшего повышения ставки, рассмотрит широкий круг альтернатив.

Заботкин подчеркнул, что баланс рисков по-прежнему смещен в сторону проинфляционных, что является существенной частью аргументации при принятии решения по ставке.

ЦБ, повысив ключевую ставку в сентябре на 100 базисных пунктов, до 13%, заявил, что будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ставки на ближайших заседаниях.

Зампред пояснил, что фраза «допускает возможность дальнейшего повышения ключевой ставки» означает весьма высокую вероятность изменения ставки на следующем заседании.

«"Оценивает целесообразность" предполагает значимую, но менее существенную вероятность изменения ставки на следующем заседании», — сказал он.

«Когда мы говорим о продолжительном времени поддержания жесткой ДКП, мы говорим ровно о том, что для того, чтобы погасить уже накопленный инфляционный импульс, скорее всего, потребуется не несколько месяцев, а несколько кварталов», — добавил он.

ЦБ, по его словам, пока сохраняет сигнал, что сможет перейти к смягчению ДКП по мере устойчивого снижения инфляции и инфляционных ожиданий.

Что еще. Банк России планирует расширить круг публикуемой информации о решениях в области денежно-кредитной политики в I полугодии 2024 г.

«Внедрение всех инноваций, связанных с регулярными коммуникациями о логике нашей денежно-кредитной политики, запланировано на первое полугодие следующего года. Более точно сейчас не скажу, потому что мы продолжаем внутреннюю проработку того, как это лучше сделать. Это то, что необходимо сделать сразу правильно. Здесь у нас подход "семь раз отмерь, один раз отрежь". Мы некоторое количество итераций планируем протестировать во внутреннем режиме, после того, как определимся с форматом. После этого внедрим в регулярную практику», — сказал Заботкин.

Кроме того, регулятор планировал расширить круг публикуемых показателей макроэкономического прогноза. Он также сделает это в I полугодии 2024 г., отметил Заботкин. Банк России пока не принял окончательное решение, включать ли в прогноз ожидания по курсу.

«Если прогноз курса будет включен в наш прогноз, мы заблаговременно проинформируем о том, в каком виде это будет и как это правильно интерпретировать. Точно так же, как это было с прогнозом ключевой ставки», — отметил зампред.

ЦБ также рассматривает возможность включения в среднесрочный прогноз показателей рынка труда, добавил он.

Источник

от serfer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *