Ограничения введены против одного из крупнейших российских производителей меди, а также против «АГД Даймондс», единственной частной алмазодобыващей компании России, и многих других компаний. Почему США выбрали именно эти компании и отрасли для введения ограничений в данный момент и есть ли в них экономический смысл?
Новые санкции могут ударить по некоторым проектам «Новатэка»: под ограничения США попали несколько подрядчиков строительства линий по производству сжиженного газа и компании, управляющие судами-хранилищами СПГ в Мурманске и на Камчатке. С помощью этих судов «Новатэк» хотел удешевить логистику газа со своих арктических проектов.
Насколько сильно скажутся санкции на российских СПГ-проектах? Рассуждает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Санкции против СПГ во многом запоздали, потому что основные объекты готовы, основное финансирование со стороны иностранцев тоже сделано, и здесь можно предположить, что ряд участников просто пролоббировал эту отсрочку, чтобы полностью проекты не были сорваны, чтобы те инвестиции, которые они сделали, прежде всего французская Total, не пропали. Проект подразумевает строительство двух перевалочных СПГ-комплексов на Камчатке и в Мурманской области, там суда уже доставлены, они уже монтируются, подключаются к береговой инфраструктуре, эти комплексы созданы, поэтому о срыве реализации подобных проектов речь не идет. Другой вопрос, что американцам выгодно сделать так, чтобы РФ не являлась конкурентом для американских СПГ-проектов, если быть конкретнее, чтобы российские СПГ проекты не имели той форы, той низкой себестоимости, которая у них уже есть и которая будет увеличиваться. Потому что перевалочные комплексы сделаны, чтобы понизить себестоимость СПГ на внешних рынках, потому что «Ямал-СПГ» и «Арктик-СПГ» предполагают отгрузку именно в арктической зоне, и дальше в западном или восточном направлении идут танкеры арктического кластера «Арктик-7». Такие танкеры сделаны только под российские проекты, в мире подобных танкеров нет. Поэтому логично было их как челноки использовать, чтобы уменьшить им транспортное плечо, чтобы они ходили не в саму Европу, не разгружались в Бельгии или Франции, а в Мурманскую область доставляли и шли за новой партией, а из Мурманска уже забирали бы танкеры обычного неледового класса, которых в мире очень много. Сейчас на европейском рынке первое место по объемам поставки у американцев, второе — у России, и это давняя история, она укладывается в общую политику США. они не могут выиграть конкуренцию на газовых рынках по экономическим показателям, и с трубопроводным российским газом то же самое было, поэтому они подключили политические инструменты, и российский газ активно оттуда убирается. И сейчас мы видим, что они по трубопроводному газу уже ударили и переходят к СПГ-сегменту. Основная интрига будет заключаться в том, будут ли эти санкции мешать вывозить СПГ с перевалочных комплексов или нет. Формально компаниям теперь невозможно будет оплачивать услуги самого этого комплекса, нельзя будет экономически взаимодействовать с арктической перевалкой самой компанией, но, если за это заплатит «Новатэк», то есть возьмет на себя обслуживание этого комплекса, продавец будет за все это платить, а покупатель просто будет присылать туда танкеры, не взаимодействуя с самим юрлицом арктической переработки. Посмотрим, какие разъяснения теперь выпустят американцы, что конкретно можно делать с этими компаниями, а что нет».
Ограничения введены против одного из крупнейших российских производителей меди, «Русской медной компании». Под санкциями уже находятся другие компании сектора — УГМК и «Удоканская медь». Таким образом под американскими ограничениями оказались практически все крупные производители меди за исключением «Норильского никеля».
Под ограничения попала компания ОМК — один из крупнейших российских производителей труб для нефтяной и газовой промышленности, а также железнодорожных колес. В SDN-лист попало и значительное количество горно-металлургических предприятий, в основном расположенных в Арктике. В частности, это дальневосточные и таймырские угольные активы Романа Троценко, а также «Воркутауголь».
Расширены санкции и против технологического сектора: в черном списке теперь десятки компаний и подконтрольная властям Москвы «Особая экономическая зона «Технополис Москва», среди резидентов которой также десятки фирм.
Санкции введены даже против «АГД Даймондс», единственной частной алмазодобыващей компании России, и ее сбытовой структуры Grib Diamonds. Крупнейший российский игрок на этом рынке «Алроса» находится под американскими санкциями с весны прошлого года.
Наконец, под блокирующими санкциями оказались входящий в топ-25 банк «Ак Барс» и находящийся в третьей сотне Синко-банк. Оба ведут бизнес в сфере валютных платежей. В частности, «Ак Барс» имел прямые корреспондентские отношения с банками Китая, ОАЭ и Турции, ему были доступны переводы в валютах стран СНГ. США заявляют, что их включение в санкционный список «призвано ограничить возможность пользоваться связями с международной финансовой системой».
О том, почему США выбрали именно эти компании и отрасли для введения ограничений в данный момент, рассуждает директор Центра европейской информации, доцент МГИМО Николай Топорнин.
Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «Я бы разделил санкции по двум категориям. Первая — санкции, направленные против тех предприятий, которые генерируют достаточно большую прибыль. Кроме того, санкции затрагивают те отрасли российской промышленности, которые могут производить продукцию или компоненты двойного назначения. В первую очеред, это машиностроение, электроника, которое может быть использовано для производства военных технологий, есть еще санкции, направленные на сферу технологий и телекоммуникаций, здесь в списки санкционных организаций попали предприятия, в том числе и московские («Технополис Москва» и некоторые другие), которые занимаются либо разработкой соответствующих программ, либо разработкой электронных компонентов. У американцев есть видение, что эти компоненты могут быть использованы в сфере военных разработок. Достаточно широкий круг предприятий добавлен в санкционные списки. Это осложнит работу многих предприятий, и, хотя сами предприятия говорят о том, что они уже адаптировались к санкциям, что они переходят на российское импортозамещение, где-то используют возможности третьих стран, которые пока еще не боятся американских санкций, но это снижает возможности».
Что касается логистики и транспорта под ограничениями оказался ведущий российский производитель подвижного состава, компания «Трансмашхолдинг». По мнению экспертов несмотря на то, что ТМХ активно работает над импортозамещением, санкции могут оказать негативное влияние на международные поставки. У компании есть контракты с Египтом и Индией на поставки вагонов и поездов, общая сумма соглашений оценивается почти в 8 млрд долларов.
Под санкции также попали российские автопроизводители «АвтоВАЗ», «Соллерс» и «Москвич». После ухода большинства зарубежных автопроизводителей из России эти компании активно налаживают партнерство с Китаем.
О том могут ли китайские компании прекратить сотрудничество из-за риска вторичных санкций, рассуждает эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха Юрий Урюков.
Юрий Урюков эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха «Действительно, риски есть, но прогнозировать развитие событий сейчас никто не берется, потому что китайским маркам свойственно поведение на рынке иногда слишком смелое, иногда слишком осторожное, то есть, возможен как эффект ухода некоторых компаний из России из-за риска вторичных санкций, так и наоборот продолжение работы с упором на развитие бизнеса и попытку замаскировать сотрудничество с российскими предприятиями, которые попали под санкции. И то, и другое возможно, здесь все будет зависеть не только от решения китайских партнеров, но и от того, как российские предприятия будут углублять локализацию, развивать импортозамещение. В краткосрочной перспективе, если вдруг предположить, что действительно из-за риска вторичных санкций китайцы решат резко покинуть в большинстве своем российский рынок и поддержку российского автопрома, то предприятия могут остановиться, и быстрый выход из такой ситуации может найти только «АвтоВАЗ», у которого собственные технологии и каналы поставщиков компонентов налажены более четко по сравнению с тем же «Москвичом», который пока по факту является сборочным предприятием. Думаю, что стороны найдут какое-то решение и так или иначе будут действовать в России, потому что мы даже сейчас наблюдаем, что есть китайские компании, которые опасаются активно вторичных санкций и вообще стараются не светить свое присутствие в РФ, другие при этом чувствуют себя достаточно вольготно, развивают модельные линейки, сертифицируют новые модели, развивают свое производство».
За помощь в обходе санкций в отношении России под ограничения попали порядка 150 зарубежных компаний и частных лиц. В том числе две финских компании Luminor и Siberica, а также их французские и эстонские корпоративные представители. Кроме того, в списке оказались сразу несколько турецких компаний. В большинстве случаев причиной заявляется поставка товаров двойного назначения.
США также удалили из санкционного списка двух банкиров: Наталью Алымову, ранее входившую в правление Сбербанка, и Пола Голдфинча, бывшего члена набсовета ФК «Открытие». Алымова — второй топ-менеджер Сбербанка, сумевший выйти из санкционного списка. Первым был Лев Хасис, с которого сняла санкции Великобритания. Евросоюз также не продлил ограничения в отношении нескольких россиян.