Фото: © РИА Новости / Александр КряжевБанк России на прошлой неделе опубликовал итоги работы Системы быстрых платежей за второй квартал 2023 года. Одним из неожиданных трендов стал резкий рост количества покупок, совершенных через СБП, а также числа подключенных к системе точек.Если раньше за квартал в среднем к СБП подключалось около 100 тысяч предприятий, то с апреля по июнь – почти 400 тысяч.
Директор Делобанка Ирина Кузьмина видит в этом две основных причины.
Ритейлеры становятся банками: как встроенные финансы помогают e-commerce в России расти «Одной из причин роста СБП может быть майское нововведение ЦБ – с 1 мая регулятор ограничил размеры межбанковских комиссий, а также комиссии, которые банки взимают за переводы физлиц через СБП в пользу юрлиц, индивидуальных предпринимателей и самозанятых. То есть, принимать оплату через СБП стало выгоднее, чем по карте. Отсюда и рост количества подключенных к системе торгово-сервисных предприятий», – объяснила эксперт.
Еще одной причиной, по ее мнению, может быть тот факт, что покупатели сами распробовали оплату по QR-кодам и спрашивают о нем в торговых точках. Поэтому предприниматели стремятся соответствовать запросам клиентов.
Эксперт считает, что в следующих кварталах динамика роста платежей по СБП и подключенных к сервису предприятий будет снижаться: то есть, их число продолжит расти, но уже не такими темпами – примерно на 20-25% от текущих показателей.
По данным Центробанка, в первом квартале 2023 года количество покупок, оплаченных через СБП, составило 200 млн – на 40 млн больше, чем в четвертом квартале 2022-го. А во втором квартале 2023-го было 340 млн покупок – рост уже на 140 млн (то есть динамика квартального роста составила 350%).
Платежный агрегатор: что за «зверь» и как «приручить»?
***