Фармацевты боятся рисковать
Аптеки отказываются отпускать посетителям безрецептурные препараты. Хотя новшества, ужесточающие продажу лекарств, выступают в силу только 1 сентября, не все так однозначно уже сегодня. Почему даже на простые препараты, которые всегда продавались без проблем, теперь требуется выписывать рецептурный бланк, выясняла обозреватель «МК».
О том, что в торговле лекарствами что-то изменяется и не в лучшую сторону, я узнала вообще случайно. Покупала в аптеке витамины в инъекциях из тех, которые стоят копейки и производятся в нашей стране, то есть дефицита их никогда не было и нет. Вдруг провизор сварливо заметила: последний раз продаю, больше рисковать не буду.
«Что за бред?» – возмутилась я.
«Разве вы не знаете, теперь почти все лекарств будут по рецепту, кроме самых элементарных?»
Не поверила. Посмотрела в интернете. Да, этот простецкий препарат отныне рецептурный. Мало того, рецептурными со значком восклицательного знака в треугольнике оказалось большинство средств из тех, которые всегда хранятся в домашней аптечке.
Я уже не говорю про более узконаправленные. С каких пор?
Оказалось, грядут перемены. С 1 сентября вступят в силу новые правила продажи рецептурных препаратов. Больше всего изменения коснутся так называемых «условно рецептурных лекарств», на которые раньше никто рецепт не требовал, хотя формально они вроде как считаются таковыми.
Список велик, в него входит буквально все – от средств для лечения заболеваний сердца, диабета, бронхиальной астмы до антибиотиков и контрацептивов. И если раньше фармацевт мог попросить у покупателя бланк от врача, а мог и не попросить – если речь не шла о препаратах строгого учёта, наркотических и психотропных, то теперь провизоры обязаны передавать реквизиты рецептов в цифровую систему мониторинга движения лекарственных препаратов. При продаже нужно будет вводить дату выдачи, номер и серию документа. В случае продажи рецептурного препарата без занесения рецепта в систему аптеке грозит штраф. Так что не получится ничего выпросить даже у самого сердобольного фармацевта. Лекарство просто не пробьётся.
«При этом Минздрав словно специально создаёт сложности для обычных граждан в плане покупки вполне безобидных и крайне востребованных препаратов. Возникает закономерный вопрос: зачем? Или чиновникам делать нечего?», – возмущается депутат Госдумы Нина Останина. Она предполагает обратиться по данному вопросу в правительство, чтобы прояснить ситуацию.
Но уже сейчас понятно, что если вдруг аптеки начнут работать строго по новым правилам, то Россию ожидает лекарственный коллапс уже в ближайший осенний-зимний сезон.
За рецептами люди хлынут в поликлиники. Это сейчас пока ещё лето, а придёт грипп, коронавирус и простуда, что делать? Даже те, кто в прежние времена отлежались бы дома на проверенных средствах, будут вынуждены стоять в очередях к врачам.
А кто не сможет? Ложиться и помирать?
«На самом деле мы не знаем, как это станет работать. У нас и так большая волокита в последние годы, на приеме больше пишем, чем осматриваем пациента, а теперь к этому ещё и прибавится выписка бесконечных рецептов по любому поводу», – не может сдержать раздражения терапевт Татьяна Олеговна, работающая в одной из поликлиник.
И это при том, что когда скандал только начался, Росздравнадзор выступил с уточнением инициативы: мол, не волнуйтесь, вноситься в чек станут лишь льготные препараты и предметно-количественного учёта. Также те, которые заказывались онлайн. Хотя дистанционными покупками сейчас пользуются многие. А тех лекарств, которые выдаются по рецепту формы 107-1/у (большая часть всех лекарств, не включённых в перечни, выписывается именно на таком бланке) изменения не коснутся. Но все же лучше держать рецепт при себе.
«Мне руководство сказало: требовать со всех рецепт, я и буду требовать, – говорит фармацевт Ольга. – У нас в аптеке стоит камера, мне неприятности не нужны. Сейчас приходят с бумажками от врача, с какими-то записками, ещё с чем-то – и как мне потом оправдываться, если что не так? Проще отказать, когда рецепта нет, чем получать нагоняй и штраф».
Понятно, что изменения коснутся ещё и малого бизнеса. Крупные аптечные ритейлы адаптируются, а вот небольшие аптеки потеряют в выручке сильно. В регионах тоже не очень понимают: что с этим всем делать? Не во всех аптеках стабильный интернет, а что, если цифровая система зависнет, не отпускать лекарства вообще?
Да, нам приводят в пример Европу, чтобы россияне ориентировались на их передовой опыт – это очень удобно, когда нужно сослаться на что-то неочевидное, тут же Запад снова становится эталоном для подражания. Мол, там в аптеках по рецепту продаётся буквально все, поэтому законопослушный пациент уже понимает, что сначала он должен явиться на приём к профильному специалисту, а уже тот отправит его аптеку.
Мол, все для блага людей. У нас граждане травят себя почем зря самоназначениями, ни одна страна мира не лечится самостоятельно по интернету, как россияне.
Но тут надо учитывать, что в государственной системе здравоохранения РФ не хватает десятков тысяч специалистов, медицина просто физически не готова к тому, чтобы все больные разом ринулись за рецептами, а на частные клиники у населения просто нет денег.
Источник: www.mk.ru