82% подростков получают заявки в друзья от незнакомых взрослых
Вот свежие цифры от Лиги безопасного Интернета: 82% детей получают заявки в друзья от незнакомых взрослых. Главный вопрос — как защитить их от сомнительных «друзей»? Какие деструктивные сообщества активизировались в настоящее время в Интернете и как распознать, что ваш ребенок попал в их сети, «МК» выяснил у экспертов.
Случаи опасных знакомств детей в Интернете всплывают чуть ли не каждый день. Вот только два свежих. 23-летний житель Казани снимал порноролики и посылал их 12-летней девочке, с которой познакомился в Сети. Как принято у педофилов, он сначала общался довольно невинно, чтоб не спугнуть. Но со временем стал уводить разговоры в поле 18+, а именно, прикреплять к сообщениям свои непотребные фото и видео, а потом стал просить и у девочки аналогичный контент с ее участием. К счастью, онлайн-деятельность педофила вовремя прикрыла полиция.
Еще один случай: на днях стало известно о концовке истории знакомства в Интернете 15-летнего мальчика со взрослым «другом». Они долго переписывались, подростку было интересно это общение. В какой-то момент мужчина предложил встретиться вживую. Кстати, незнакомец из Сети оказался учителем колледжа известного вуза. На природе собралась группа ребят, и учитель предложил своему 15-летнему приятелю отойти «в кусты». Другие дети забеспокоились и даже решили вызвать полицию. Однако мужчина ничуть не испугался и заявил: «А вызывайте! Я ничего не собирался с ним делать». Но если учесть, что 82% детей сталкиваются с сетевыми преступниками, то сколько еще таких случаев так остаются за семью печатями, вне досягаемости родителей и полиции?!
Но не только педофилов следует опасаться в Интернете. Эксперт в области кибербезопасности Игорь Бедеров на первое место по угрозе для детей все же поставил суицидальные сообщества.
– Период 12-14 лет – это возраст, когда у подростка снижены инстинкт самосохранения и отсутствует чувство личной безопасности, наоборот, из-за перестройки всего организма он становится особенно ранимым, ему кажется, что его никто не понимает, и поэтому он вполне может решиться на последний шаг. Эти сообщества сейчас разрастаются, потому что в них вовлечены и взрослые – те, кто ранее состоял в таких группах, и люди с нездоровой психикой… Здесь уместно вспомнить термин «цирковой преступной дрессировки». Это снижение уровня допустимого поведения — в данном случае, у человека. Мы все воспитываемся в одном социуме, и имеем одно и то же понимание о законе, порядке и безопасности, но когда кому-то начинают постепенно «промывать мозги» – показывать, смотрите, как классно убить котенка (а такого было очень много в различных сообществах), а смотрите, как можно сжечь религиозную святыню, а вот смотрите, сколько преступлений совершается в Сети, а полиция ничего не может сделать… – все это и есть создание снижения уровня допустимого поведения человека.
– Сейчас в соцсетях ведут активную работу группы, которые вовлекают внушаемых людей – как взрослых, так и подростков – в различную противоправную деятельность, – рассказал «МК» эксперт Лиги безопасного Интернета Никита Павлухин. – В соцсетях продолжают работать и деструктивные сообщества: секты, группы незаконных опасных увлечений (зацепинг, руфинг и т.п.), а также группы, которые активно вовлекают подростков в финансовые пирамиды или азартные игры.
Специалисты Лиги напоминают, что чаще всего вербовка начинается с личного и очень навязчивого общения. Вербовщики пытаются завладеть всем вниманием и временем «кандидата». Один из основных способов вербовки – маркетинговая «воронка вовлечения». Суть «воронки» заключается в том, что пользователь сначала привлекается в какую-либо группу по интересам, затем по активности в этих группах или комментариях он отбирается, и через личные сообщения приглашается в тематическое сообщество с более узкими интересами.
Что еще нужно знать родителям и самим подросткам, проводящим время в Интернете? Могут быть опасны постоянные флешмобы – это регулярные задачи типа облейся холодной водой, напиши пост и поставь правильный хештег, опубликуй свои фото в конкретных условиях и т.п. Такие активности «дрессируют» пользователей на бездумные массовые действия.
По мнению Бедерова, лучшего способа борьбы с воздействием деструктивного контента, чем установление родителями доверительных отношений с детьми, еще не придумано:
– Нужно разговаривать с детьми. Подростки страдают от недопонимания, и нужно всеми способами, хоть это и требует немалых усилий, стараться установить такое понимание с ними, пытаться вникнуть в их проблемы, дать совет, который они не примут в штыки, не давить и так далее.
Второй момент. Есть определенные паттерные (общие) внешние признаки того, что ребенок вовлечен в деструктивный контент: вялость, слабость, изменение настроения, ранее не замечаемые вспышки гнева и т.д. Родителям стоит контролировать, какие действия совершает ребенок в соцсетях (хотя бы внешние), какой контент просматривает, какую символику ставит на свою страницу и др. И поскольку подростки обычно ставят пароли на свои гаджеты, то нужно смотреть хотя бы на внешнее отображение их социальных аккаунтов.
Источник: www.mk.ru