Учитель платит за «мелочевку» и канцелярию
Перед началом нового учебного года оживились родительские чаты. И сезон сбора средств на различные «нужды класса» тоже не за горами. В Госдуме напоминают – поборов в школе быть не должно. На думском канале в соцсети разместили специальную «Памятку для родителей». Там говорится, что по закону дирекция не имеет права требовать от родителей деньги на проведение уроков и содержание школы. Скидываться на «шторы», ремонт класса, мебель, охрану или канцтовары родители не обязаны.
Еще парламентская «памятка» напоминает, что согласно закону «Об образовании», бесплатными для детей должны быть все школьные учебники и методические материалы (кроме тетрадей, в том числе рабочих, и таких же сборников). Бесплатной, что важно в наши времена, для родителей учеников была и остается школьная охрана и система обеспечения безопасности. И весь школьный инвентарь, включая спортивный, для уроков физкультуры. А в случае нарушений, родители имеют право пожаловаться сначала руководству школы или учредителю. А если это не возымеет действия, то «идти дальше»: в прокуратуру, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Минпросвещения, к депутатам или в суд.
С одной стороны, еще лет 10 назад «шторы» были обычном делом, а образ учительницы Снежаны Борисовны из скетчкома, которая тянет с родителей деньги себе на шубу, можно сказать, вошел в фольклор. А известная фраза «Чем вы можете помочь школе?» представляла собой плохо завуалированную взятку. Массовые поборы не только на «шторы» но и на покраску класса и ремонт, уборку территории, закупку нового оборудования, мебели и досок, и даже на «поездку на отдых учителям» так всех достали, что привели к появлению недовольного народного движения. И нескольких сообществ в разных городах (Владимир, Екатеринбург, Новосибирск) с общим кредо «поборам нет».
С другой стороны, проблемы обеспечения класса бумагой, тонерами, мелкой канцелярией и различными учебными пособиями очень часто становятся головной болью учителей. Как 1 сентября на носу, так в пабликах растерянные вопросы. «Родители покупать контурные карты не хотят, а администрация не оплачивает – как быть?», – теряется молодая учитель географии с маленькой зарплатой, но пока еще большой ответственностью за предмет. Или вот, из кабинета химии сообщают: «Кран сломался, кабинет закреплен за мной. Ума не приложу, как мы будем заниматься, рабочий смотрел и сказал, кран надо менять»…
– Тут дело даже не в том, что смеситель или тонер дорогой – как раз в том, что дешевый, – говорит завуч московской школы Лидия Леонидова. – Дело в том, что любую покупку школа должна проводить через тендер. И кто на него пойдет ради пачки методических пособий или один кран? Потом, торги по тендеру идут 2-3 месяца. Завхоз же просто не может запастись заранее всеми кранами, столами и стульями – кто знает, что там сломается? Хорошо, если у школы предусмотрен резерв оборудования или расходников на такие случаи. Но не везде Москва и не каждое учебное заведение такой возможностью обладает. Вот и закупают учителя всякую мелочь на свои деньги. Или втихую просят родителей помочь.
Интересно, что сами законотворцы не поспевают за собственной деятельностью. Вернули в этом году в школу трудовое воспитание. Не только уборку и уход за пришкольной территорией, но и уроки домоводства, шитья, столярничения. И сразу хочется спросить – за чей счет банкет? Средства для уборки все будут приносить из дома? Дачники знают, что и лопаты-грабли нынче недешевы, тачка и вовсе 3-4 тысячи рублей стоит. Инструменты для работы по дереву тоже совсем не бюджетные, как и любое сырье из дерева. Или, вот, продукты на «труды» – многие в Госдуме ратуют, чтобы традицию обучения готовке возродили во всех школах.
– У нас в школе особый формат обучения, интеграционная школа, – рассказывает Марина, мама 12-летней Елизаветы из Подмосковья. – Много в школе детей с ОВЗ, есть и в обычных классах дети с ДЦП, с легким аутизмом. И есть для всех, и мальчиков, и девочек, предмет «Кулинария». В родительском чате все договариваются и приносят продукты. Готовят простые блюда: картошку могут пожарить, макароны с сыром, куриный суп. Это сейчас, а год назад у нас была преподаватель, которая любила сложные рецепты с необычными составляющими: авокадо, спаржей, креветками, чуть не с лангустами. Организации при этом не было никой: кто что успел назвать, то и тащит. В итоге, одной семье надо принести на урок соль или рис – другой креветки или рыбу. Или оливковое масло, или даже икру лососевую, что недешево. В итоге, часть родителей взбунтовалась и не захотела платить за такие продукты, жалобу написали. По-моему, для таких вещей нужен либо какой-то фонд в самой школе. А если нет, ничего родителям не остается, как собирать деньги в чате.
Источник: www.mk.ru