Фото: Unsplash
Отсрочки запуска государственной информационной системы «Электронная путевка» (ЭП) в сфере выездного туризма не будет: такое мнение высказали TourDom.ru два источника на туристическом рынке. По закону с 1 сентября наступает ответственность за непередачу данных, а значит, туроператоры будут обязаны информировать государство о всех проданных ими зарубежных турах. Это делается с целью повысить прозрачность рынка и обезопасить туристов, предупредив случаи неисполнения обязательств.
По информации наших собеседников, в Минэкономразвития отклонили просьбы Ассоциации туроператоров и Российского союза туриндустрии об отсрочке на год. Госдума 31 мая уже утвердила поправки, разрешающие не передавать в систему данные о путёвках по России вплоть до 1 сентября 2024 года. В министерстве считают это достаточной мерой поддержки турбизнеса, так как она коснется наиболее многочисленной его части. Сейчас в федеральном реестре числится 4157 юрлиц, занятых внутренним туризмом, и только 343 – международным въездным.
Статус – выше, лететь – ближе. Новые преимущества роскошного отдыха на Пхукете вместе с Anex Теперь в Таиланде не только действует программа Priority от туроператора, но и появились удобные прямые рейсы Таиланд – одно из тех курортных направлений элитного отдыха, которое открыто круглый год. Сюда едут за романтикой, яркими ночными вечеринками, йогой и самопознанием или за серфингом и игрой в гольф. Всё это здесь есть независимо от времени года. HotLine.travel
В самом Минэкономразвития на запрос редакции ответили, что находятся в постоянном взаимодействии с этими отраслевыми объединениями. «6 июля 2023 года в министерстве было проведено совещание с участием представителей отрасли, РСТ, АТОР и представителей разработчика системы, в ходе которого обсуждались многие актуальные вопросы, сейчас крупные туроператоры активизировали процесс подключения к системе», – сообщили в пресс-службе.
В публичном пространстве действительно появились первые заявления туроператоров о том, что они готовы передавать данные. Однако в неофициальных беседах руководители делятся опасениями по поводу того, сможет ли система справиться с большими объемами информации и как министерство распорядится полученными сведениями.
Как отметил топ-менеджер одной из компаний, по закону при выявлении всего трех ошибок в течение трех месяцев туроператор может быть исключен из реестра. И так как рассмотрением жалоб туристов занимается Роспотребнадзор, то получается, что с подачи этого ведомства практически любая компания может оказаться под ударом. «Это создает колоссальный простор для злоупотреблений», – уверен наш собеседник. Впрочем, пример с уже действующим с 1 января реестром турагентств, за нарушения в котором тоже предусмотрено исключение, показывает, что Роспотребнадзор пока не пользуется своим правом наказывать компании за ошибки.
Еще одно опасение связано с тем, как будут храниться персональные данные туристов. Представители компании – эксплуатанта системы, АО «Национальные туристические технологии» (входит в структуру Ростеха. – Ред.) неоднократно заявляли о том, что информация о проданных турах надежно защищена и соответствует самым жестким стандартам безопасности. Тем не менее в АТОР прогнозируют появление вопросов от туристов по поводу того, как избежать попадания в «Электронную путевку».
Очевидно, что отвечать на них придется турагентам – именно через них идут основные продажи. Юристы советуют подготовиться. «Рекомендуем дополнить договоры с туристами положениями об обязанности туроператора передать сведения о договоре в ГИС ЕИС ЭП, указать согласие клиента на передачу предусмотренной законом информации, включая сведения о туристах и содержании услуг и иных сведений, подлежащих передаче туроператором в ГИС ЕИС ЭП в соответствии с требованиями закона (ст. 10.4 ФЗ-132)», – написал в своем тг-канале основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. Также следует указать право туриста на получение сведений из ЭП.