В ответ на это США планируют оказать «мягкое давление» на западных трейдеров, страховщиков и судовладельцев, чтобы те соблюдали ограничения. Это значит, что американские чиновники увеличат интенсивность контактов с западными компаниями, постоянно напоминая им о необходимости соблюдать ограничения. Эффективна ли такая мера?
Уже почти две недели цены на российскую нефть держатся выше предельного уровня, установленного странами G7, отмечает Reuters, не называя, впрочем, конкретных цифр. Разные западные источники приводят разные оценки. Так, по данным Тrading Economics, сейчас за баррель Urals дают порядка 68 долларов. Агентство Argus сообщает, что цена российской нефти впервые с августа прошлого года превысила 65 долларов.
Но если говорить о той цене, которую платит покупатель в порту разгрузки, то она лишь ненамного ниже рынка. Дисконт Urals к марке Brent почти вернулся к значениям до начала спецоперации. Вся разница в том, что теперь фрахт и страхование оплачивает российская сторона. Продолжает независимый аналитик Дмитрий Лютягин:
Дмитрий Лютягин независимый аналитик «Российская компания продает эту нефть, скажем, по 60 долларов за баррель, но транспортировку оказывает какое-нибудь ООО «Танкер». И вот это ООО «Танкер» берет за свои услуги, за фрахт, как раз эту разницу между 60 долларами и ценой — условно 75-76 долларов за баррель. По сути, нефтяники компенсируют себе недополучение денег от цены, которая сформировалась сейчас на рынках, 80 долларов за баррель, тем, что перекладывают доход в транспортные компании, которые обслуживают этот поток нефти. Стандартный дисконт под Urals, который был до СВО, — это 1-2 доллара. После начала СВО он расширился аж до 35 долларов, потом потихоньку снижался. Сейчас он опять снижается где-то на уровень 4-5 долларов относительно тех котировок, которые есть».
США планируют оказать мягкое давление на западных трейдеров, страховщиков и судовладельцев. Американские чиновники увеличат интенсивность контактов с компаниями, участвующими в перевозке российской нефти, постоянно напоминая им о необходимости соблюдать ограничения. Но вряд ли это приведет к какому-то эффекту, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «США не могут призывать своих союзников соблюдать санкции, потому что эти союзники не участвуют в операциях с экспортом российской нефти. То есть сформировался отдельный сегмент мирового флота, который работает только на перевозку российской, иранской и венесуэльской нефти, тот самый «сумеречный» флот, или «серый», по-разному можно называть, но вот они специализируются на подсанкционной нефти. И они не зарегистрированы в США и Европе, у них нет счетов в американских или европейских банках, все транзакции у них проводятся в разных национальных валютах, не в долларах и не в евро. Поэтому подпадут они под санкции — дальше будут работать, ничего с ним не произойдет. Я думаю, что вряд ли западные страны могут повлиять уже на ту схему экспорта российской нефти, которая выстроилась за время существования потолка цены».
Как отмечает Reuters, США не хотят прибегать к жесткому давлению и угрозам в адрес нарушителей, чтобы избежать негативного влияния на рынок нефти. Понимать это следует так, что в Вашингтоне не хотят дальнейшего роста нефтяных цен. По той же причине Штаты вряд ли будут вводить ограничения или санкции в отношении покупателей российской нефти, которые платят больше, чем хотелось бы странам «семерки». В конце концов, сам смысл price cap был не в том, чтобы убрать с мирового рынка российскую нефть, а в том, чтобы ограничить доходы России от экспорта сырья. Судя по всему, получается не очень.
По сведениям агентства, если стоимость Urals будет расти и дальше, Вашингтон будет призывать союзников повысить ценовую планку. Но против этого могут выступить американские законодатели и страны Восточной Европы.