Традиционные летние дачные хлопоты могут обернуться серьезными проблемами со спиной. Неудачно разогнулся на грядках – и вот уже «защемило» поясницу! Поднял слишком тяжелое ведро с водой – и старая травма напомнила о себе. Нужно беречься, особенно если есть предрасположенность к таким заболеваниям. Эксперты – невролог Дмитрий Афонин и нейрохирург Андрей Мезин – дали читателям «МК» советы.
– Дело не в том, что спина чаще болит зимой или летом. Просто разные симптомы, – объясняет доктор Афонин. – Зимой у людей чаще возникают перегрузочные боли, мышечные боли, миозиты на фоне переохлаждения. Летом действительно чаще начинают обостряться грыжи межпозвоночных дисков, которые часто требуют операции. Меняется образ жизни, деятельности и просто перераспределение идет.
Вопрос, который часто задают: как подготовить свою спину к лету? Врачи объясняют: этот процесс должен быть непрерывным.
– Во-первых, будьте начеку с кондиционерами. Тело наше готовится реагировать на жару потоотделением, и где-то дует на какую-то часть холодный поток воздуха. Организм в целом настроен на жару, и адаптироваться сосуды и мышцы к холодному потоку воздуха не могут. Что происходит? Миозит (то, что называют «продуло»). Во-вторых, будьте аккуратны с физическими нагрузками. Мне очень многие пациенты на совет «нужна физкультура» апеллируют: «Вы знаете, у меня на даче такая физкультура: 15 гектаров картошки окучиваю и 20 гектаров еще чего-нибудь». Надо понимать, что физическая нагрузка всегда целевая. Когда мы окучиваем картофель, поливаем, эта физическая работа приносит урожай, но наносит вред спине. Когда мы делали легкую разминку, растяжку, это не приносит урожай, но приносит пользу спине, – инструктирует доктор Афонин.
Кроме того, нужно за собой следить – и ничего не делать через боль. И нужно обязательно готовиться к лету весь год. Если вы знаете, что летом придется много работать на огороде, значит надо поддерживать какую-то фоновую физическую активность постоянно в течение всего года.
– Добавлю немного практических советов, – говорит доктор Афонин. – Во-первых, дробить нагрузку. Если мы окучивали картофель, надо пойти и обрезать какие-то листочки. Если мы поливали, нужно пойти покрасить. Второе – у нас организм и опорно-двигательный аппарат очень любят симметрию. Если у нас, допустим, поливальные работы, ведерко носить все время одной рукой нельзя – заболят рука, плечо, шея. Нужна симметричная нагрузка: с одной стороны половинка и с другой стороны половинка. Это менее вредно для спины.
Можно надеть корсет на время физических нагрузок.
Также врач добавил, что отдельная каста пациентов – спортсмены: они обычно приходят весной, когда начинают готовиться к лету и более интенсивно тренироваться.
Поскольку проблемы со спиной – явление очень распространенное, полно и народных способов лечения: например разогревающие мази или пояса из собачьей шерсти. Врачи относятся к ним очень скептически.
– Пояс из собачьей шерсти, верблюжьей и всех прочих – это очень урезанная слабая версия корсета. Он облегчает состояние, но какого-то существенного эффекта нет, – считает доктор Афонин.
В любом случае, самолечение – плохая идея. Если разболелась спина, нужно обратиться к врачу. У опытных медиков схема диагностики отработана годами.
– Грубо говоря, если пациент зашел своими ногами, то уже часть заболеваний отсекается. Потом список сужается в процессе выслушивания жалоб пациента. Для каждого состояния характерна определенная жалоба. К примеру, для болей в спине, в позвоночнике совершенно безразлично, идет человек по лестнице вверх или вниз. Вот для проблем именно в тазобедренных суставах и в коленных суставах, там, соответственно, появляется разница: идет человек вверх – боли нет, идет человек вниз – боль появляется. Или наоборот (что касается коленных суставов). Только после этого мы назначаем инструментальные методы обследования, чтобы подтвердить диагноз, – объясняет доктор Афонин.
Его коллега, врач-нейрохирург Андрей Мезин, добавил, что контакт с врачом в современных реалиях можно устроить онлайн, это вполне допустимо. Дистанционной консультации достаточно, чтобы хотя бы определиться со списком нужных исследований.
– У меня много было случаев, когда приходят люди и говорят: вот, мы сделали одно исследование, второе исследование, вот посмотрите. А эти исследования не были нужны, они в его случае не были показаны, и хорошо, если это, допустим, магнитно-резонансная томография (она безвредно), а вот компьютерная томография несет риск облучения. Поэтому первое – это контакт с доктором.
Бывает так, что проблемы со спиной можно решить только хирургическим путем (операцией). В этом случае, объясняет доктор Мезин, ни в коем случае нельзя стесняться задавать хирургу уточняющие вопросы. Пациент должен знать все и полностью доверять врачу.
– Своим пациентам я предоставляю полную информацию о заболевании, представляю разные варианты лечения. Говорю, что мы можем пойти этим путем (например, операция), и в этом случае у нас будут такие-такие дальнейшие действия, столько-то будет реабилитация, столько-то будут какие-то последствия. Мы можем пойти другим путем, мы можем понаблюдать, мы можем пока не делать операцию, полечиться консервативно. То есть предоставить разные пути решения проблемы и послушать человека и вместе с ним понять, что будет лучше в этой ситуации. Потому что люди разные. Некоторые хотят быстро решить проблему, некоторые хотят, наоборот, не делать ни в коем случае операцию, и к человеку надо прислушаться, найти совместное решение, – объясняет врач.
Медики уточняют: существуют абсолютные показания к операции – это значит, что если ее не сделать, наступят какие-то серьезные последствия. Есть относительные показания к операции, которая улучшает качество жизни, но далеко не всем пациентам это остро необходимо. Также нужно заранее обговорить, какого именно результата ждет пациент от операции, на какие улучшения своей жизни рассчитывает. Кроме того, никогда не будет лишним спросить мнение другого врача. Случаем из своей практики поделился доктор Мезин:
– Несколько лет назад ко мне пришел пациент, ему нужна была операция по поводу грыжи позвоночника, я ему сказал, что нужна операция, этот человек пропал и вернулся через месяц. И говорит: «Вы знаете, я был в Москве у шести самых ведущих нейрохирургов. Мне два посоветовали то же самое, что и вы. Два человека посоветовали немножко другую операцию. И два человека посоветовали третий вид операции. Слушайте, нейрохирурги, вы сами знаете, что делать?» Я говорю: «Нет, не знаем, потому что каждая операция решает определенный вид проблем». В частности, это относится к имплантам в позвоночнике, иногда делается что-то дополнительное, чтобы избежать возможных проблем в будущем. Вот нужно это делать или не нужно – в каждом конкретном случае нужно обсуждать. Поэтому нет единого решения проблемы.
Доктор Афонин добавил, что он бы не рекомендовал больше трех разных мнений – это уже не плюрализм, это сумбур в голове пациента.
Источник: www.mk.ru