Пт. Ноя 8th, 2024

История одного исступления

Священник – это, как известно, соработник Бога. Ну, в идеале, в теории. Что касается практики, все, как обычно, сложнее. А иногда так сложно, что и не разберешь, кому соработничает священнослужитель – Господу или… Но случай протоиерея и телеведущего Андрея Ткачева, одного из сегодняшних медийных лиц РПЦ, – не тот случай. Резонансные, а проще говоря, скандальные высказывания отца Андрея достигли той критической черты, за которой наступила полная ясность.

"Мы гнием в мирные времена": в чем священник Ткачев не уступает Гитлеру

Впрочем, ответ на вопрос, где именно пролегает эта красная линия, зависит, признаем, от субъективного восприятия. Кому-то все ясно стало давно, кому-то – лишь сейчас, после последних заявлений телепроповедника. А кто-то из окормляемой им паствы и по сей день блуждает в потемках. Но, как говорится, было бы предложено. Информации достаточно не только для размышлений, но и для выводов.

Вот один из свежих перлов сокровищницы ткачевских афоризмов (выступление протоиерея на прошедшем на днях фестивале “Дни Достоевского в Оптиной пустыни”): “Так гнить, как мы гнием в мирные времена, вообще редко у кого получается. То есть мирные времена – это сущее проклятие. По крайней мере, для такого человека, как наш”.

Небанальный, согласитесь, взгляд на тему войны и мира для служителя христианской церкви. Куда больше он характерен для политиков, представляющих одно известное течение.

Вот что говорил на ту же тему самый, пожалуй, известный представитель этого течения: “Если бы люди остались жить в раю, они бы сгнили. Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе. Война – естественное и обыденное дело… Война – это сама жизнь”. Уточним: высказывание принадлежит фюреру Третьего рейха Адольфу Гитлеру.

Совпадение? Допустим. Допустим, глубоко ошибаются те, кто определяют воззрения проповедника и его преданной паствы как “православный фашизм”. Но совпадений, право же, что-то многовато.

В списке перечисляемых Большой российской энциклопедией родовых признаков фашизма первым идет “воинственный антикоммунизм”. И по этому пункту, по воинственности своего антикоммунизма, Андрей Юрьевич также ни йоту не уступает Адольфу Алоизовичу. На том же фестивале в Оптиной пустыни им было сказано следующее:

“Мы еще не выхаркали из себя уроки советской эпохи. Нам еще придется выхаркивать из себя злую часть советской эпохи… Мы сейчас воюем, между прочим, с самой советской республикой из всех 15… Это самое любимое дитя красного проекта. Мы воюем с красной заразой снаружи, потому что желто-голубая зараза – это красная зараза. Просто перекрасившаяся. И мы должны воевать с той же заразой внутри… И разбить красных подонков…”

Или возьмем такой пункт классического “фашистского” определения, как “крайний национализм и шовинизм, в ряде случаев антисемитизм и расизм”. Высказывания, содержащие признаки, скажем мягко, нелюбви к некоторым этносам, у отца Андрея, что называется, в ассортименте. Особенно много их посвящено украинцам.

Вот некоторые выбранные места из проповедей отца Андрея, затрагивающих тему отношений с, как он сам выражается, “бывшими братьями”: “Если говорить про Украину, я знаю ее не понаслышке… Хохол же, он какой? Они упертые, жадные, туповатые… Это просто идиоты… Предатели и паскуды… Украинец – это не этнос, а извращенное мышление… Нация христопродавцев… У нас в плену до 7 тысяч укровояк. А что если поотрезать им все причиндалы в ноль, и отправить эту армию кастратов домой? Для этого только нужно осветить эту тему максимально”.  

Антисемитизм, правда, отец Андрей решительно осуждает. Ну, по крайней мере, во время своих телепроповедей и интернет-трансляций. Но даже в этом случае допускает такие, например, выражения: “Еврейство пахнет, оно какое-то такое заметное. Будет тысяча людей разных национальностей и один еврей – ты его заметишь”.

Еще один объект пристального внимания Ткачева – женщины. Церемонится с ним, учит отец Андрей мужскую половину своей паствы, не следует: “Бабы наглые, противные и если она в лоб не получит, хотя бы раз в жизни – она ничего не поймет, ничего! Есть такие смиренные бабы, которые чувствуют на расстоянии: “сейчас получу в лоб” – и понимают как бы смысл жизни. А есть дуры, у которых чувства нет, наглость зашкаливает, наглости слишком много, чувства никакого, значит, нужно приложиться к ней…

Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога, ломом, ребром ладони там, кто как силен, гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину… делать с ней вообще не знаю что. То есть мужчина должен обломать женщину – сто процентов!.. Мужики виноваты во всем. Распаскудили бабье. Не били долго… Им нужно рожать… и бояться!”

Такие взгляды трудно, правда, запихнуть в узкие рамки классического фашизма. Присущи они более широкой категории homo sapiens – категории моральных уродов. Но одно другому не противоречит: фашизм – частный случай нравственного уродства.

Как ни оправдывался Ткачев после обнародования аудиозаписи с женоненавистническими пассажами – мол, запись была сделана без его ведома и давно, мол, слова вырваны из контекста, мол, так-то он против насилия над женщинами, – разразился, конечно же, скандал. Но немало оказалось у отца Андрея и защитников. В том числе среди коллег по цеху. Вот, скажем, характерный заголовок статьи на портале “Православие.Ru” (главред – митрополит Тихон (Шевкунов)): “Травля отца Андрея Ткачева”.

Однако когда Ткачев добрался в своем обличении человеческих пороков до “чрезмерной любви к детям”, защитников у него сильно поубавилось. Буквально протоиреем было сказано следующее: “Люди, не знающие Бога, желающие служить кому-то и поклоняться кому-то, поклоняются плоду своего чрева, превращая детей в домашних богов, домашних идолов. А идолов Бог сокрушает, то есть дети наши сокрушаемы, как идолы, ранними болезнями, ранними слабостями, своей никчемностью и никудышностью… Те, кто чрезмерно любит своих детей, превращают их в идолов, а идолы достойны сокрушения”.

На эту смелую богословскую концепцию вынужден был отреагировать сам патриарх Кирилл – правда, без упоминания автора. Предстоятель РПЦ заявил, что если кто-то из священников говорит, что смерть ребенка – это расплата за грехи родителей, то “такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении”. Однако же ни запрета, ни вообще каких-либо последствий для Ткачева не было. Во всяком случае, видимых следов опалы обнаружить не удается.

Зато очень много признаков высочайшей милости. Самый очевидный – слова патриарха: “Я с любовью принял его (Ткачева. – “МК”) в Москве, с пониманием того, что он может вносить очень существенный вклад в укрепление веры, в том числе среди современной молодежи. И он очень хорошо трудится, с полной отдачей сил”. Для тех, кто не в курсе, поясним: до июня 2014 года Ткачев жил на Украине, не сойдясь во взглядах со священноначалием УПЦ и новыми украинскими властями.

Благоволение к неистовому протоиерею имеет и формально-иерархическое измерение: Андрей Ткачев – член Межсоборного присутствия РПЦ. Для справки: согласно положению о МСП, оно представляет собой “совещательный орган, содействующий высшей церковной власти… в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви”. Председатель МСП – сам патриарх.

Короче говоря, вопросы, которые возникают по поводу деятельности Ткачева, вполне можно адресовать всей церкви: как и все сущее в этом мире, она в ответе за тех, кого “приручила”. Впрочем, вопросы можно уже считать заданными. И высоким покровителям протоиерея следует, пожалуй, поторопиться с ответом. Того и гляди, вместе с прочими объектами свой “святой” ненависти, сильно смахивающей на одержимость, этот “соработник Бога” призовет “выхаркать” и Христа. А по большому счету такой призыв уже прозвучал.

Источник: www.mk.ru

от serfer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *