Между участниками рынка возникли серьезные разногласия. Поставщики недовольны требованием резервировать мощности для покрытия неравномерного отбора газа
В России перенесли введение новых правил поставок газа до 1 марта 2024 года, пишет «Коммерсантъ». Причина в большом количестве разногласий между участниками рынка.
Большая их часть исходит от поставщиков и вызвана недовольством из-за необходимости резервировать мощности для покрытия неравномерного отбора газа. По этой причине они требуют сократить гибкость отбора газа, увеличить коэффициенты за его перерасход и ужесточить принцип take-or-pay.
Однако энергетики выступают против этого решения, считая, что это может привести к росту затрат непосредственно на покупку газа и связанному росту затрат на электроэнергию. В свою очередь, промышленные потребители заявили, что вообще не могут участвовать в дискуссии и также опасаются резкого роста цен на электричество.
С чем связана отсрочка введения новых правил и из-за чего газовые компании повышают цены? Комментирует эксперт аналитического центра «Инфо ТЭК», доцент Финансового университета при правительстве России Валерий Андрианов:
Валерий Андрианов эксперт аналитического центра «Инфо ТЭК», доцент Финансового университета при правительстве России «Сейчас действительно обсуждается вопрос изменения параметров функционирования газового рынка. В целом можно отметить, что эта тенденция достаточно тревожная, здесь просматривается некое давление со стороны компании «Газпром» на потребителей. Но мы слышали, что, в частности, планируется очередное повышение цен на газ на 8%, в то время как последнее повышение было относительно недавно, в декабре прошлого года. Возникает вопрос: почему так происходит? Ответ на этот вопрос простой: компания «Газпром» сейчас несет достаточно большие убытки в связи с потерей европейского рынка. Поэтому она хочет найти источники прибыли где-то в других местах и обратила свой взор на внутренний рынок. Возникает вопрос: а почему же «Газпром» ранее не задумался о возможных последствиях своей чрезмерной вовлеченности по европейским направлениям? В то же время многие нефтяные компании заранее начали процесс диверсификации поставок, искали новые рынки, налаживали контакты, поэтому сегодня мы видим, что нефтяной сектор гораздо успешнее справился с последствиями санкций, чем газовый сектор. Таким образом да, действительно, мы видим здесь большую разницу между нефтяным и газовым сектором. Если нефтяной сектор остается драйвером развития российской экономики, то газовый сектор утратил такую функцию и одновременно пытается транслировать свои собственные проблемы на внутренний рынок путем повышения тарифов, изменения правил регулирования газового рынка не в интересах потребителя и так далее. Возникает вопрос: кто за это все заплатит? Последнее время мы часто слышим тезис о том, что нефтегазовые доходы бюджета сильно упали, и при этом учитывается то, что называется средней температурой по больнице, то есть говорят о нефтегазе в целом. Нефтяная отрасль по-прежнему обеспечивает устойчивый поток иностранной валюты в российскую казну, но в силу сокращения поступлений от газового сектора все-таки нефтегазовые доходы просели, и сразу же возникает идея усилить фискальное давление на нефтегаз в целом. Не только на газовую отрасль, которая стала виновником этой ситуации, а в целом на весь НГК. По моему мнению, такой подход абсолютно не обоснован, поскольку, хотя нефтяной сектор и показывает достаточную устойчивость, он все-таки находится на пределе своих возможностей, и в этих условиях усиление фискального пресса может привести к тому, что нефтяная отрасль тоже начнет терять свою устойчивость. Поэтому проблему наполнения бюджета надо решать за счет того же газового сектора, но никак не резать ту дойную корову, которой до сих пор является наш нефтяной сектор».
Ряд опрошенных экспертов считают, что правильным выходом для газового сектора было бы решение вопроса о недоборах и перерасходах газа через рыночные механизмы. Таким образом, у потребителей будет возможность купить недостающий или продать невыбранный газ.