Госдума обязала банки возвращать гражданам похищенные с их счетов средства в течение 30 дней, если они были переведены без согласия клиента. А при трансграничном переводе — в течение 60 дней. Кроме того, предлагается предоставить банкам право в течение двух дней не принимать к исполнению заявления по операциям социальной инженерии
Госдума обязала банки проверять платежи на мошенничество и возвращать гражданам похищенные с их счетов средства в течение 30 дней, если они были переведены без согласия клиента. А при трансграничном переводе — в течение 60 дней. Исключения коснутся случаев, если оператор докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа.
Поправки вносятся в закон «О национальной платежной системе». Согласно документу, сумма должна быть возвращена в полном объеме. Для улучшения действующих механизмов «антифрода» предлагается обязать не только банк плательщика, как это установлено сейчас, но и банк получателя средств проверять операции на признаки мошенничества, говорится в пояснительной записке законопроекта. Кроме того, предлагается предоставить банкам право в течение двух дней не принимать к исполнению заявления по операциям социальной инженерии, то есть когда лицо самостоятельно переводит деньги мошеннику.
О реализации нововведения рассуждает гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев:
Павел Самиев гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» «Если было какое-то несанкционированное списание, то есть мошенники каким-то образом смогли получить доступ, но это не было санкционировано непосредственно клиентом, в таком случае можно рассчитывать на возврат. Но надо понимать, что социальная инженерия — это доминирующая форма мошенничества по количеству случаев, по объему хищений. Предполагается, что есть какая-то возможность эту операцию оспорить, а в этот срок можно понять, что это мошенники. То есть как раз упор социальной инженерии идет на скорость обработки клиента, когда ему просто не дают фактически подумать, что происходит. Если дать время на возможность оспаривания, банк притормозит исполнение операции, особенно если оно нетипично по форме, по сумме, по направлению, по контрагенту, по каким-то еще признакам. В какое-то время нетипичное, допустим, происходит это рано-рано утром, ночью, это похоже на мошенничество, особенно если это какие-то переводы, если они идут людям, с которыми человек никогда не имел финансовых отношений, не совершал до этого им переводов. В таких случаях бывает, что банки и сейчас уже либо тормозят такие операции и сообщают клиенту, запрашивают у него информацию, действительно ли он понимает, что он делает. В таких случаях вот эта пауза при исполнении транзакции дает возможность ее отменить, если будет понятно, что это мошенники».
По мнению экспертов, банкам должно хватить нескольких месяцев, чтобы интегрировать эту схему в свои процессы. К тому же технически многие уже к этому готовы. По их словам, крупные банки и так ведут систему учета таких случаев мошенничества.