«Возвращаться ему некуда – ни дома, ни семьи»
История Тахиржона Бакиева прогремела два года назад. В иркутской колонии мужчина подвергся пыткам – его избили и изнасиловали шваброй. Бакиев получил инвалидность, теперь живёт с калоприемником на животе и продолжает отбывать наказание. Специальные мешки для сбора каловых масс из кишечника ему не выдают – он их стирает, чтобы использовать многократно. А недавно у заключенного вылез наружу кишечник, что может привести к необратимым последствиям.
Правозащитник Святослав Хроменков рассказал о ситуации.
В 2019 году Тахиржона Бакиева приговорили к семи годам колонии по статье о хищении оружия. Сначала мужчина отбывал наказание в Ангарске, потом его перевели в иркутскую колонию.
В 2021 году Бакиев пожаловался администрации колонии на ссору с заключенными. Вместо того, чтобы погасить конфликт, оперативники поместили его в барак, где находились «разработчики» – так называют заключённых, которые сотрудничают с начальством колонии. Там Тахиржон подвергся пыткам: его изнасиловали шваброй, порвали кишки.
История об издевательствах в иркутской колонии получила широкую огласку.
В январе 2021 года было возбуждено уголовное дело о пытках Бакиева. Начальника иркутской колонии и двоих оперативников приговорили к 5 годам лишения свободы. Суды над заключенными, которые насиловали Тахиржона, идут до сих пор.
Самого Бакиева после пыток перевели в больницу, где ему сделали операцию. Теперь он инвалид с мешком-калоприемником. Со временем у мужчины начались осложнения: наружу вывалилась часть кишечника.
Правозащитник Святослав Хроменков рассказал о состоянии пострадавшего.
– У Тахира к животу привязан калоприемник – его нужно менять достаточно часто. Два года назад резервуары для приема каловых масс ему передавали неравнодушные люди, в колонии Бакиеву ничего не выдавали, – рассказывает Хроменков. – Пару недель назад он говорил, что на данный момент осталось 30 мешков. В среднем, один пакет стоит 500 рублей. Дорого. Тахир вынужден их экономить, использовать больше положенного срока. Сам снимает мешок, стирает и ставит заново. Как я понимаю, если эти средства использовать несколько раз, то их нужно дезинфицировать, а за решеткой для этого нет условий.
Еще Тахир пожаловался, что у него вылезла наружу кишка. К нему пришёл врач, но не хирург, а то ли доктор общей практики, то ли санитар. По словам несчастного, медицинский работник удивился, почему ему после операции не поставили бандаж, тогда бы кишка не вывалилась. Бакиев беспокоится, что кишка начнёт сохнуть и отомрет. А если она порвется, то может пойти заражение.
Мы писали жалобы на условия его содержания. После обращений Бакиева перевели в камеру, которая намного отличается от той, где он содержался ранее. Тахиру провели медосмотр, записали на МРТ в иркутскую больницу. Кроме того, Бакиева посетил прокурор, который взял с него объяснение по поводу наших обращений.
– Сейчас идут суды над теми, кто пытал Бакиева. Он посещает заседания?
– Да, поэтому и находится не в колонии, а в СИЗО Иркутска, откуда его возят на суды. Начальника колонии, который отдал приказ, чтобы Бакиева отправили в барак к «разработчикам», уже осудили. Посадили двоих оперативников, которые его связывали и тащили. Сейчас идет суд над конкретными исполнителями. На тот момент, когда я представлял интересы Бакиева, никто из них не признал вину. Но после того, как я дал интервью на эту тему, меня отстранили от дела. Процесс сделали закрытым.
Я полагаю, те, кто пытал Тахира, не думали, что он выживет. Но Бакиев выжил и обо всём рассказал.
– Почему после случившегося его не освободили по УДО?
– Администрация колонии дала ему негативную характеристику. На наш взгляд, это месть. По словам Бакиева, его просили примириться со сторонами конфликта, дать другие показания по начальнику колонии и оперативнику, обещали поблажки, помочь с УДО. Тахир отказался.
– После освобождения ему есть куда идти?
– Возвращаться ему некуда – ни дома, ни семьи. В иркутской области вроде жила его тётка, но он не поддерживает с ней отношения. С бывшей женой тоже связь потеряна. Родителей у него нет. В регионе функционируют несколько учреждений, куда принимают бывших заключенных, предоставляют им жилье, устраивают на работу дворниками, столярами, сварщиками. Но мне не известны факты, чтобы туда брали инвалидов, потому что им требуется уход. А у Тахира зашито анальное отверстие, естественные каловые массы отходят в калоприёмник. Как он сможет на свободе осуществлять нормальную жизнедеятельность без специального ухода? Никак…
Источник: www.mk.ru