Пт. Сен 20th, 2024

На ПМЭФ прошла сессия «Как будет развиваться российская экономика». На полях форума финансово-экономический блок правительства продемонстрировал единство в том, что негативные прогнозы 2022 года не оправдались

Эльвира Набиуллина: России нужно двигаться в сторону приватизации

На сессии «Как будет развиваться российская экономика» во втором день ПМЭФ председатель Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что негативные прогнозы 2022 года не оправдались благодаря тому, что государство не стало активно вмешиваться в экономику. Так стоит делать и дальше, считает Эльвира Набиуллина. Соблазн управлять структурной перестройкой экономики может в итоге подавить частную инициативу. «Я уже не говорю о риске реставрации плановой экономики. Кажется, что это невозможно, потому что у нас все рыночное. Концентрация у государства права принимать решение о том, какие проекты развивать и куда направлять ресурсы — большой риск», — отметила глава ЦБ.

Глава Минэкономразвития Максим Решетников отметил, что еще год назад все строили более пессимистические прогнозы будущего российской экономики. Участники встречи назвали его оптимистом. На что глава Минфина Антон Силуанов отметил, что в целом в стране остались одни оптимисты, а «пессимисты разъехались». Поэтому его личный KPI на следующий год — чтобы пессимисты вернулись в страну.

Во время дискуссии модератор встречи депутат Андрей Макаров напомнил главе Центробанка, каким в прошлом году регулятор видел мировой кризис, и спросил, почему сейчас правительство считает, что он не наступил. Отвечали Эльвира Набиуллина и Максим Решетников.

Андрей Макаров: Я читаю, что вы указали в сценарии, что свидетельствует о глобальном кризисе. Первое — фрагментация мировой экономики, геополитическое напряжение возрастает, центральные банки из-за устойчиво высокой инфляции резко ужесточают ДКП. Ужесточение ДКП ведет к рецессии в развитых странах, растут угрозы для финансовой стабильности. Совокупность факторов приводит к началу масштабного мирового экономического финансового кризиса. Почему в таком случае, если у нас все сбывается из стрессового сценария глобального кризиса, мы действуем в рамках базового сценария, и считаем ли мы, что можно просто не замечать этот кризис?

Эльвира Набиуллина: Во-первых, мы ко всем своим сценариям относимся серьезно, в том числе к рисковому. А что не реализовалось из нашего рискового сценария, мировой экономический кризис не реализовался.

Андрей Макаров: Он начинается, он обязательно будет. Я по глазам вижу, что вы тоже так считаете.

Эльвира Набиуллина: На самом деле получилась некоторая смесь сценариев, потому что хочу сказать, что российский бизнес и российская экономика, на наш взгляд, развивалась по сценарию ускоренной адаптации. Наши предприятия очень быстро адаптировались к этим условиям.

Максим Решетников: Действительно у нас были очень большие опасения, что Россия, российский экспорт может по ряду позиций занять эту позицию замыкающего поставщика, то есть поставщика с самыми высокими издержками, с самой низкой маржинальностью, от которого в первую очередь будут отказываться. То, что можно сейчас точно сказать, что этот сценарий не случился, несмотря на все дисконты, удорожание, рост траназакционных и транспортных издержек и так далее, наш экспорт остается эффеткивным. Да, мы где-то потеряли в рентабельности, но в то же время мировые рынки оказались очень гибки, экономика, несмотря на все геополитическое давление, мировая экономика, страны, наши партнеры, на которых оказывается давление, оказались рациональны, они действуют в первую очередь в интересах своих экономик и берут то, что выгодно им. Да, где-то чего-то не хватает, не хватает флота, еще чего-то, но даже за этот год наш бизнес сделал очень многое, чтобы повысить свою самостоятельность, и, наверное, это является частью той ускоренной адаптации, о чем Эльвира Сахипзадовна сказала, и той устойчивости экономики, которую мы все недооценили, когда писали базовый сценарий в прошлом году.

Далее России нужно двигаться в сторону приватизации, в стране есть активы, чтобы сделать это без ущерба стратегическим интересам, сказала глава ЦБ Набиуллина. Ее поддержал помощник президента Максим Орешкин. Он отметил, что тоже поддерживает приватизацию, когда государство выходит из неэффективных активов с пользой и выгодой для себя.

The Financial Times пишет о планах Москвы фактически национализировать активы ушедших из России компаний. По данным источников издания, президент России Владимир Путин поручил правительству разработать закон, дающий государству приоритетное право на покупку таких активов со «значительной скидкой». Предполагается, что в дальнейшем эти компании будут перепродаваться российскому бизнесу, а прибыль от сделок поступит в бюджет. По словам собеседников издания, эти и другие меры «вплоть до полной национализации компаний» обсуждаются экономическим блоком правительства в ответ на введенные против России западных санкций.

Источник

от serfer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *