«Жизнь на другой планете будет открыта в ближайшие 10-20 лет»
«Кто из вас достаточно умен, чтобы понять, на что вы смотрите?» Такой вопрос, по словам профессора Стэнфордского университета, иммунолога Гарри Нолана задают инопланетяне, живущие среди нас, на Земле, при встрече с людьми. Нолан верит, что инопланетяне уже рядом. О справедливости такого утверждения мы поговорили с профессором Владимиром Липуновым. Он более осторожен в суждениях, его рассказ о возможности существования иных цивилизаций настраивает на серьезные размышления о нашем бытии.
Уделим немного времени Нолану, поскольку именно его заявление явилось поводом еще раз поговорить о возможности существования инопланетян.
Честно говоря, была удивлена тем, что он биолог, входит в двадцатку лучших ученых Стэндфордского университета (немногие ученые такого уровня способны вот так запросто заявить, что знают, где обитают инопланетяне).
Гарри Нолан исследует аутоиммунную систему, рак и лейкемию. Его лаборатория работает над несколькими серьезными проектами по лихорадке Эбола, гриппу, вирусу Зика и COVID-19.
Согласно данным из Википедии, представители американской разведки и аэрокосмической корпорации впервые обратились к Нолану для проведения исследований биоматериалов, взятых у «служащих обороны, правительства, людей, работающих в аэрокосмической промышленности», часть которых утверждала, что видели необъяснимые явления в воздухе.
«Первоначально с помощью инновационного анализа крови он помог исследовать мозг около 100 пациентов», – читаем мы на странице, представляющей ученого. И дальше следует результат: «Нолан заявил, что некоторые части мозга обследуемых были ужасно повреждены».
Как он потом связал это все с инопланетянами, где был и что видел, найти в интернете не удалось. Но на конференции в Нью-Йорке под названием «Пентагон, внеземной разум и разбившиеся НЛО» Нолан заявил, что инопланетяне посещали Землю, и до сих пор остаются здесь. Об этом сообщала Daily Mail
По словам Нолана, он присутствовал на слушаниях по внеземной жизни в американском Конгрессе, предположил, что жители планеты встречали инопланетян и раньше, но, подобно тому, как дикие южноамериканские племена не были удивлены испанским кораблям, не осознав их значимость, так и мы просто не видим во встречающихся нам пришельцах ничего необычного.
«Они появляются и говорят: «Кто из вас достаточно умен, чтобы понять, на что вы смотрите? Сможете ли вы увидеть то, что находится перед вами в его истинной форме? Видите ли вы аномальные скачки данных?» — цитирует Нолана издания.
Он также коснулся темы обратного инжиниринга сбитых американскими ПВО неопознанных летающих объектов – сказал, что если ученым удастся в них разобраться, это приведет к технической революции.
Но не будем дальше, как говориться, плодить сущности. Отметим лишь, что за подобное даже самого выдающегося нашего ученого коллеги давно подвергли бы научной анафеме. Однако это не значит, что наши исследователи не размышляют над вечными вопросами.
Справка «МК». Владимир Михайлович Липунов – советский и российский учёный-астрофизик, профессор Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ, доктор физико-математических наук, создатель глобальной роботизированной сети телескопов-роботов «Мастер» МГУ , писатель-фантаст.
– Владимир Михайлович, вы создали самый совершенный инструмент наблюдения за Вселенной, который в автоматическом режиме следит за небом и «видит» много новых явлений, вспышек, гамма-всплесков. За все 20 с лишним лет работы «Мастера» вы не замечали никаких потенциальных пришельцев?
– Наша система существует с 2002 года. Она работает круглосуточно, за все время сделав рекордное количество изображений звездного неба (сотни миллионов снимков) и обработав их. Мы нашли на них около трех тысяч новых природных объектов, включая один из крупнейших, потенциально опасных астероидов диаметром 900 метров.
Но что касается «зеленых человечков», Вселенная, увы, молчит.
– Нашей Вселенной, согласно современной космологической модели, 13,7 миллиарда лет. Наверняка за это время в ней могло образоваться множество обитаемых планет, причем, гораздо раньше нашей, которой «всего» 4,5 миллиарда. Так почему до сих пор, несмотря на то, что существует множество проектов, по поиску внеземной жизни, типа SETI, она до сих пор никак себя не проявила?
– Сам вопрос о том, есть ли жизни во Вселенной, возник гораздо раньше проектов по поиску внеземного разума, отправки сигналов к далеким звездным скоплениям при помощи радиотелескопов. Об этом еще в XIX-начале XX века размышляли наши знаменитые мыслители Константин Циолковский, Александр Чижевский.
В ХХ веке, с развитием науки этот вопрос стал еще более актуальным. Как-то Энрико Ферми – физик, нобелевский лауреат, участвовавший в Манхэттенском (атомном) проекте, зайдя в кафе, услышал за одним из столиков спор своих коллег о том, почему мы не видим пришельцев из космоса. Подойдя к спорщикам, он сказал: «Если бы инопланетяне где-либо существовали, то их космические корабли давно были бы у нас в Солнечной системе».
На чем были основаны его слова? В то время, особенно в конце 1940-х – начале 50-х годов случилось японское экономическое чудо, – страна развивалась такими темпами, как сейчас Китай. Исходя из такой скорости развития, Ферми прикинул: если так и дальше будет продолжаться, то страна достигнет невероятной мощи, наращивая до 10% прибавки к ВВП в год. То есть после эпохи Ньютона и начинавшейся технологической революции ученые видели экспоненциальный рост экономики. Это было подобно взрыву.
С одной стороны, это позволяло прокормить много населения, с другой наводило на тревожные мысли о том, что же будет дальше? И, как правильно отметил Ферми, точно также, по экспоненте, должны были бы развиваться и иные цивилизации. И если есть во Вселенной хоть одна такая, пусть всего на 2-3 тысячи лет старше нас (если отсчитывать от начала технологического «взрыва»), то она уж точно нашла бы возможность познакомиться с нами. Если подобного не происходит, то это настоящий парадокс!
– Насколько такой мир должен быть старше нашего, чтобы суметь выйти с нами на связь?
– Уже через пять тысяч лет технологическая цивилизация, подобная нашей, если она продолжит развиваться, будет способна не то что установить контакт, но и, теоретически, достичь уровня для создания новой Вселенной.
Сейчас мы уверены, что только в нашей Галактике миллиарды планет, и сотни миллионов из них похожи на Землю. Это стало понятно в начале XXI века, когда стали открывать экзопланеты.
Ученые увидели, что у каждой третьей звезды, похожей на наше Солнце, есть система из нескольких планет, как в нашей Солнечной системе, а у каждой планеты наверняка есть спутники наподобие спутника Сатурна Энцелада, подо льдом которого тоже может быть жизнь.
– Разрешим ли в принципе парадокс Ферми?
– Этот парадокс часто называют «Великим молчанием». Первое, что приходит в голову – это то, что цивилизации не выходят с нами на связь, потому что живут недолго, они просто не успевают развиться до такого масштаба, чтобы их деятельность была видна нам.
Несмотря на заявление некоторых американских ученых, нет ни летающих инопланетных тарелок, ни самих пришельцев. Когда-то Блез Паскаль сказал: «На меня наводит ужас молчащее черное небо». О чем именно он говорил, я не знаю. Но мне кажется, что он намекал на наше одиночество во Вселенной.
– На каком расстоянии должны находиться друг от друга цивилизации, чтобы они могли пересечься с себе подобными посредством сигнала?
– Если скорость света помножить на потенциальное оставшееся время жизни планеты, мы получим расстояние, которое посланный сигнал успел бы дойти до следующей цивилизации. По самым оптимистичным оценкам — это тысяча лет. Вероятно, многие более ранние цивилизации, находящиеся на стадии технологического расцвета, и посылают нам такие сигналы, но пока они идут, сильно затухают со временем.
– Неужели у миллиардов потенциально обитаемых планет одинаковые возможности?
– Помня о бритве Оккама, мы опираемся пока только на знания об одном известном нам мире – о нашем, земной мире.
Исходя из тех не слишком позитивных событий которые происходят в нем, мы можем выдвинуть гипотезу, что технологическая стадия цивилизации оказывается последней для цивилизаций, где бы они ни находились. А значит, более совершенных, чем мы, если они существовали раньше, уже может и не быть.
– Вы имеете в виду вероятность самоуничтожения цивилизации в результате ядерного взрыва или что-то другое?
– Вариантов может быть много: не исключено, что в какой-то момент вне закона оказываются прогрессивные мыслители, ученые, и общество останавливается в развитии, снова превращаясь в животных.
Есть еще легенда про северный народ гиперборейцев, который жил счастливо, постигнув тайну бытия, ничего у них особого не происходило, и они тихо, мирно умерли…
– Получается, что мы сейчас живем в особенное время?
– Я бы назвал это время золотым. Мы недавно вступили в него, мы еще очень молоды, у нас много людей, которым не надоело искать истину, раскрывать тайны природы, но как долго это может продлиться?
– То есть, по-вашему, человек, способен познать мир? Это вселяет надежду.
– Если бы мир был слишком сложен, разум не мог бы появиться целиком. Но мы видим, что знания открываются нам по частям, и это значит, что наш мир достаточно прост: старая теория, как правило, всегда является частью новой и проливает свет на последующую. Да, мы пока не видим конца, но у нас есть разум. А это значит, что когда-то мы все познаем.
– И умрем, как гиперборейцы?
– Это только красивая легенда. Но в реальности у нас есть очень обнадеживающая вещь — несколько сотен лет жизни цивилизации, как минимум. Нам надо еще разгадать загадку темной материи, темной энергии, даже темного света..
– Есть даже темный свет?!
– Это пока только гипотеза, но она уже обсуждается.
– Если нам все открывается постепенно, не свидетельствует ли это о том, что наш разум создается искусственно? Может, сверхпопулярная теория о том, что мы живем в цифровой матрице, окажется верна?
– Конечно, можно предположить, что какому-то талантливому студенту дали тему курсовой: «Создание новой Вселенной», он покорпел немного, и мы с вами зашевелились (улыбается). Теоретически можно представить все, что угодно. Но еще раз возвращаю вас к реальности, – ученые должны исходить из того, что известно и проверяемо. Пока только так.
Решение проблемы «Великого молчания» произведёт настоящую революцию в нашем мировоззрении, причем, не только в физическом его понимании, но и в ментальном. Противоречие этого Молчания и множества лучиков света, прорывающихся сквозь черный бархат ночи когда-нибудь будет снято. Осознание нового произведет настоящий взрыв внутри нашего мира, и, возможно, мы начнем создавать законы новой физики.
– Красиво! Но если вернуться пока в нашу несовершенную реальность, можете дать прогноз, каким будет ближайший шаг на пути к познанию Молчания?
– Думаю, что при том ускорении научно-технического развития, который наблюдается сейчас во всем мире, примитивная жизнь на другой планете будет открыта нами уже в ближайшие 10-20 лет. Но это еще не станет доказательством того, что мы не одиноки во Вселенной, ведь с простейшими поговорить не получится.
Источник: www.mk.ru