90% инвестиций в ДФО идет с китайской стороны
Российский Дальний Восток из-за Уральского хребта кажется таким же загадочным, как Земля Санникова, да и по расстоянию не ближе. Несмотря на все усилия федеральных властей, авиаперелеты дорогие, а знания о туристических жемчужинах Приморья, или Хабаровского края – поверхностны. Но есть кое что, о чем осведомлен каждый житель нашей необъятной Родины (если, конечно, он не прогуливал в школе уроки географии): южные области ДФО – Хабаровский и Приморский края, Амурская и Еврейская автономная области – граничат с Китаем. Соседство с такой большой и многогранной страной не может не оказывать влияние на регион.
Китай притягивает и будоражит воображение. В памяти всплывают фарфоровые чашечки, расписанные павлинами, чайные церемонии, алые бумажные шары и башенки пагод, мультфильм про «Мулан» и золотые львы, карпы в прудах и цветущие лотосы, тигры и панды, драконы и Великая китайская стена. Волшебная страна победившего коммунизма, кажется, никого не оставляет равнодушным. Практически у каждого крупного дальневосточного города есть побратимы на китайской земле. Для Хабаровска – это Харбин, для Благовещенска – Хэйхэ, а у Владивостока таких побратимов аж три – Далянь, Харбин и новое приобретение – Яньбянь – Корейский автономный округ. Между странами налажен культурный обмен: китайские артисты с большим успехом выступают на российской земле, а отечественные коллективы с теплом принимают по всей территории Поднебесной. Но не только взаимным культурным интересом живут две соседние страны…
Разворот на Восток
Есть более приземленные и насущные причины, из-за которых взгляды все чаще обращаются с Запада на Восток. КНР остается одним из столпов многополярного мира, к тому же, заинтересованным в сотрудничестве с Россией. Взаимодействие между нашими странами постепенно возвращается к договоренностям, действовавшим до пандемии COVID-19. Возобновлено авиа –, и железнодорожное сообщение. В доковидный режим работы вернулись автомобильные пограничные переходы в Приморском крае и ЕАО. Строятся и новые пункты пропуска. Сейчас они очень нужны, потому что товарооборот растет, Китай становится основным поставщиком импортных товаров для России…
Летом 2022 года в Амурской области ввели в эксплуатацию автомобильный мост Благовещенск – Хэйхэ. Этот пропускной пункт стал первым, через который проходит самоходная техника. В итоге, за год экспортировано более 1 000 единиц машин и оборудования, а оборот составил 400 миллионов юаней – по среднему курсу сегодня это около 4 миллиардов рублей.
Второй большой международный транспортный проект – железнодорожный мост между селом Нижнеленинское в Еврейской Автономной области и Тунцзяном, который позволил сократить расстояние железнодорожных перевозок из провинции Хэйлунцзян в Москву на 809 километров, а время перевозки – на 10 часов.
Этот факт стоит выделить отдельно, так как львиная доля китайских грузов проходит именно через московскую таможню, а уже потом отправляется адресатам по стране. Пользователи интернет–магазинов, вроде «Тао-Бао» или «Али-экспресс», наверняка, замечали такую особенность и, возможно, недоумевали, зачем перед доставкой в условный Саратов или Красноярск заказанный товар заезжает в Москву. Ответ прост – особенности национальной логистики.
Как рассказал Генеральный консул КНР в Хабаровске Цзян Сяоян, всего на подотчетной территории (а зона ответственности консульства в КНР – это Хабаровский край, ЕАО, Амурская область и республика Саха – Якутия, то есть внушительная часть русско-китайской границы) действует более 50 инвестиционных проектов с участием китайского капитала, а сумма инвестиций в 2022 году превысила 13 миллиардов долларов США. Это более 900 миллиардов рублей.
Основной сегмент китайского экономического присутствия в регионе – строительный и лесоперерабатывающий кластер. В топ можно вынести также добычу полезных ископаемых и сельское хозяйство, хотя оно и начало сдавать позиции, уступая дорогу местным аграриям. Это связано с политикой импортозамещения и продовольственной безопасности, утвержденной указом Президента. Поля, которые раньше сдавали в аренду китайским земледельцам, теперь обрабатывают местные фермеры.
«Кроме вложений в традиционные сферы китайскими предприятиями также увеличен объем инвестиций в транспорт и логистику, переработку и производство, комплексное развитие и высокие технологии», – подчеркнул Генеральный консул.
Здесь можно вспомнить и цифры, которые озвучил в сентябре 2022 года на площадке VII Восточного экономического форума во Владивостоке вице–премьер Юрий Трутнев. По словам полномочного представителя президента, в ДФО 90% внешних инвестиций идут из Китая.
Впрочем, для рядового россиянина все эти цифры не представляют особого интереса. Образ неопрятного, шумного и крикливого китайского торговца с рынка, туриста или гастарбайтера со стройки, плохо говорящего по-русски, прочно укоренился в памяти еще с 90–х.
Китайцы действительно весьма эмоциональны и шумны, но это вовсе не от «невоспитанности». Причиной тому – четыре тона, присущие китайскому языку. В зависимости от тональности произнесенного слова меняется и его смысл. Поэтому гостям из Поднебесной приходится напрягать голосовые связки, чтобы передать нужную вариацию звука. А еще по китайским поверьям громкие звуки отпугивают злых духов. Об этом и не только нам рассказал Гуанмин, предприниматель, который уже более 20 лет ведет бизнес в Хабаровске.
Переселенец из Поднебесной
Свою нишу в российском бизнесе Гуанмин нашел быстро. Начало 2000–х – время бурного расцвета китайского общепита. Кафе всех мастей – от демократичных закусочных и до пафосных ресторанов – пользовались огромной популярностью среди дальневосточников и гостей города. Всех быстро очаровали аромат специй и кунжутного масла, необычные вкусовые сочетания, огромные порции. Вот Гуанмин и построил свой бизнес на торговле необычными для россиян специями, соусами и маслом.
О себе он рассказывает просто: «Я родился и вырос в районе Янмин в городе Муданьцзян, в провинции Хэйлунцзян. На родине, в Китае, у меня был небольшой бизнес – лавка специй. А в Россию я впервые попал в 2001 году, – говорит он. – Как-то компанией друзей мы собрались в Хабаровск. Это было весной, в мае: цвели вишни, сирень, яблони – очень красиво. Думаю, тогда я и решил здесь остаться. Еще девушки, конечно, впечатлили. Очень красивые девушки в России».
Вот такой мотив. Кстати, довольно типичный для китайцев – смесь любви к прекрасному и сугубо практичный подход к жизни. Правда, в большинстве своем граждане КНР приезжают в Россию только на заработки, а потом возвращаются домой. Но Гуанмин хотел именно жить в нашей стране. И добился своего.
В начале 2000–х порядок въезда по деловой визе в Россию немного отличался от того, что действует сейчас. Во время пандемии COVID-19 эти условия были ужесточены. Срок пребывания по деловой визе составляет теперь до 90 дней с однократным или двукратным въездом и ограничен суммарным периодом в 90 дней из каждых 180. Виза оформляется на 2 года только при наличии двух использованных годовых деловых виз за последние 24 месяца.
Как рассказал Гуанмин, в 2000–х для оформления деловой визы достаточно было одного приглашения от партнера. И пользоваться такой визой можно было целый год или даже два, при этом въезжая на территорию России неограниченное количество раз.
Этим он и воспользовался – мотаясь через границу по нескольку раз в месяц, налаживал торговые связи, искал новых поставщиков и покупателей. Учил язык и местные законы. Упорно трудился, построил устойчивый бизнес, который выстоял даже в самый тяжелый период, когда из-за локдауна на месяц закрылись все точки общепита.
Кстати, Гуанмин все–таки женился на русской девушке. Свои отношения они регистрировали дважды – в Хабаровске и в Муданьцзяне. В этом году пара готовится отмечать фарфоровую свадьбу, в честь которой планируют большую поездку в Китай к родным мужа.
Гуанмин с оптимизмом смотрит в будущее. Ведь вместе с открытием границ вернутся туристы, а значит его основные покупатели – владельцы кафе и ресторанов – будут заказывать больше товара.
Прощай, Харбин…
Согласно закону сообщающихся сосудов, до достижения равновесия между ними происходит некоторый обмен. Тоже самое применимо и к международным отношениям. Пока китаец Гуанмин налаживал бизнес и семейную жизнь в России, хабаровчанин Станислав устремился в Китай.
15 лет назад он устроился в Харбине, завел языковую практику: учил китайских детишек русскому языку. И жил–не тужил, покуда не случилась пандемия COVID-19. С работой стало худо, да и дела пошатнулись. Как и положено настоящему русскому, который долго запрягает, собираться на родину Стас не спешил. А когда собрался – быстро ехать уже было нельзя, ведь из–за эпидемиологических ограничений граница оказалась на замке.
«В период пандемии сложнее все же было попасть в Китай, чем выбраться оттуда,– рассказал Станислав. – Въезд был только по рабочим или учебным визам, карантин на 2 недели, обязательный ПЦР–тест. Даже передвижение внутри страны сопровождалось такими же ограничениями. К примеру, ты живешь в Харбине, а тебе нужно в Пекин. Ты едешь в Пекин и проводишь две недели на карантине. Кроме того, авиасообщение было по большей части приостановлено – работали всего несколько аэропортов. Улететь можно было только в Москву, Санкт-Петербург, Красноярск, и это были очень редкие и дорогие рейсы. Как все эксклюзивное, а, согласимся, в многомиллионном Китае редкие рейсы из нескольких аэропортов можно приравнять к категории «лакшери», такие перелеты обходились в копеечку».
«Цена начиналась примерно от 6 000 юаней (примерно 60 000 тысяч рублей – прим. ред.) и доходила до 20–30 тысяч, – продолжает Станислав. – Таким образом, во время локдауна перемещение по Китаю требовало приличного количества свободного времени и серьезных затрат. Так что я решил подождать».
В Россию Стас вернулся накануне 2023 года. «Я дождался открытия рейса Харбин – Хабаровск, – рассказывает он. – Иначе маршрут бы выглядел так: Харбин – Пекин – Москва – Хабаровск. Делать такой круг по Евразии как-то не улыбалось. Достать билеты было крайне проблематично, мне помогли в российском консульстве».
Отдельно стоит коснуться темы перевозки домашнего имущества. За 15 лет у нашего героя скопилось немного поклажи, но для транспортировки потребовалась помощь грузоперевозчика. «Существует целый ряд компаний, специализирующихся на доставке, – отмечает Стас. – Они принимают имущество по весу. У меня килограмм стоил 5,5 доллара США – около 300 рублей, но сейчас цена подросла, насколько я знаю. Из Харбина мой груз отправился в Гуаньчжоу, оттуда – в Москву, а из Москвы уже до Хабаровска. В общей сложности, вышло около 50 000 рублей за 35 килограммов веса. Поскольку схема только такая, отправлять имеет смысл только ценный, либо важный лично для тебя груз».
Сейчас Стас сам сидит за партой – готовится подтвердить квалификацию и получить лицензию на право преподавания. Теперь уже китайского языка российским детям.
Поживем – уедем
Ковид официально закончился. И вот свершилось! Обе великие державы вновь активно налаживают отношения. Во Владивостоке гостит уже вторая китайская делегация, в составе которой мэр приграничного Суйфэньхэ. В приграничной провинции Хэйлунзян готовятся встречать российских туристов. Как показывают опросы, более 80% жителей Приморья ждут возвращение безвизового режима, чтобы посетить Поднебесную.
Туры выходного дня в Хуньчунь и Суйэфньхэ разбирают как горячие пирожки. И это несмотря на то, что цена на них выросла по сравнению с доковидными временами почти вдвое. К примеру, на начало февраля тур выходного дня в среднем обойдется в 8 600 рублей. В эту цену входит проезд, проживание и страховка. ПЦР–тест, необходимый для пересечения границы, и визу туристу со стороны России нужно будет оплачивать дополнительно.
Со своей стороны власти российского приграничья также готовятся встречать путешественников из Поднебесной. Внешний туризм до начала пандемийных ограничений составлял существенную часть доходов регионального бюджета. У каждой приграничной территории он свой. Например, в Приморье доля налогов от внешнего туризма составляла в допандемийные годы до 20% бюджета. Конечно, это не только туристы из КНР, однако, основными гостями региона были туристы из китайской глубинки, которые приезжали отдохнуть на море и восхититься красочными приморскими пейзажами.
Очень метко выразился по этому поводу Генеральный консул Китая в Хабаровске Цзян Сяоян: «Дальний Восток – популярное направление зарубежных поездок китайских туристов. Китай также является предпочтительной туристической страной для жителей Дальнего Востока. Общим желанием обеих сторон является скорейшее возобновление развития туризма и туристического пассажиропотока между двумя странами. Уверен, в ближайшее время, по мере дальнейшего улучшения эпидемической ситуации, особенно после восстановления прямого авиасообщения, туристическое сотрудничество между двумя странами выйдет на новый виток развития».
Слова консула находят подтверждение: 7 февраля из Хабаровска в Харбин вылетел первый самолет, рейс запущен в линию, выполняться будет дважды в неделю. На очереди – запуск прямых рейсов из международного аэропорта имени Арсеньева во Владивостоке. Одно можно сказать достоверно: впереди у русско–китайских отношений большое будущее.
Источник: www.mk.ru