«Стреляет не ружье, а голова»: буллинг объяснили повальной детской психоневрологией
5 ноября – Международный день против насилия и травли в школе и кибербуллинга. Особенно «расцвел» в нашем обществе детский и подростковый буллинг сегодня, когда вокруг такая «взбудораженная политическая атмосфера» – по определению заслуженного учителя РФ Евгения Ямбурга.
Педагогическое сообщество как будто бы знает, как бороться с буллингом. Однако таких случаев не становится меньше. Есть и относительно безобидные примеры школьного буллинга, когда конфликты удается уладить, есть и такие, когда все заканчивается трагично.
Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова напомнила о масштабности этого явления: согласно проведенному опросу, в котором приняли участие 20 тыс. человек (учителя и дети), треть детей рассказали, что являлись или являются свидетелями буллинга, а четверть школьников признались, что в разные периоды учебы они сами становились объектами травли.
Мишонова подчеркнула, что в большинстве случаев такие вещи начинаются с учителя, с его методов воспитания ученика. «А вокруг сидят дети и видят, что можно так же, то есть, поддерживают эту историю… Школы должны понять сами важность противобуллинговой методики, суть которой в том, что как только-только конфликт начинает разгораться, ты его гасишь».
Омбудсмен привела пример. Несколько раз в год к ней обращаются разные школьницы с жалобами, что их не пускают с розовыми или зелеными волосами в школу. Учителя отчитывают их в присутствии других детей. «Я борюсь с этим просто, – рассказала Мишонова. – Звоню директору школы и говорю: вы, кажется, тоже не очень хорошо покрашены. А почему ваш цвет волос всех устраивает, а розовый цвет не устраивает? Это такая подростковая история, и здесь нужно быть максимально гибкими».
– Я не верю в бесконфликтную школу, – в свою очередь, высказался заслуженный учитель РФ, член-корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург. – Буллинг был, есть и будет, он был и в советское время. Причины могут быть какие угодно. Особенно сегодня, когда еще и такая взбудораженная политическая атмосфера. Даже в детском саду, в начальной школе я вижу буллинг. У ребенка пластиночка на зубах – он получает прозвище «саблезубый», и все начинают его травить. Потому что наиболее легкий способ объединиться детям – это объединиться против кого-то.
Ямбург напомнил, что у нас это явление «зашкаливает», причем травят и учителей: например, нашумевший случай, когда молодую учительницу затравили родители из-за фото в купальнике, а она занималась «моржеванием», выигрывала соревнования.
В чем же заслуженный учитель РФ видит причины того, что, по его словам, «мы сегодня занимаем одно из первых мест в мире по детским суицидам и буллингу»?
Прежде всего, проблема эта медицинская.
«У нас осталось лишь 11-12% здоровых детей, все остальные имеют серьезные отклонения. И на первом месте – психоневрология, – говорит Ямбург. – Вы знаете четыре случая стрельбы в школе, а я – 40». При этом он подчеркнул, что «стреляет не ружье, а голова». «Это все недиагностированные дети: у одного опухоль мозга, у другого – шизофрения и т.д.»
Ямбург привел в пример случай, когда учительницу судили и отстранили от профессии из-за «психологического насилия над ребенком». Она заклеила первокласснику, который всем мешал учиться, рот скотчем и поставила в угол, а дети все это сняли на телефон. «У этого ребенка СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивность (медицинская проблема – Авт). А интеллект у него в норме. Учительница не может выгнать его в коридор, она клеит ему рот и идет под суд. А кто эту учительницу учил работать с СДВГ? – задается вопросом Ямбург. – Это комплексная медико-педагогическая проблема, проблема подготовки кадров».
Отсюда вывод: каждый учитель должен быть не только знатоком в своей области, он должен знать и детскую психологию, и медицинскую психологию, и дефектологию, то есть, на любом педагогическом факультете должны преподавать основы дефектологии, чтобы учителя знали, как работать с таким ребенком.
Виноваты и родители, которые не хотят признавать, что у их ребенка психоневрологические проблемы. «Я не позволю вам делать из моего ребенка дурака!» – говорят они. А осматривать ребенка можно только с разрешения родителя. «Нам нужна служба медико-психолого-педагогического сопровождения», – заключил заслуженный учитель РФ.
По его словам, есть еще и «культурологическая проблема»: это присутствие в школе детей разных национальностей и вероисповеданий, не говорящих по-русски, из-за чего тоже могут возникать конфликты. «Раз в четверть я собираю детей четвертых классов, и каждый рассказывает про свою религию. Дети должны знать, что ни одна религия не учит ненависти», – высказался Ямбург.
Сегодня, по его мнению, оснований для ненависти много. «Самое страшное, что я вижу – дети начали играть в наших и украинцев, как когда-то мы играли в наших и фашистов. Сегодня надо понимать, что на ненависти и вражде ничего построить нельзя. Для меня это ориентир в воспитании и обучении детей», – подытожил Евгений Александрович.
А еще Ямбург рассказал, чем лично для него завершилась его история буллинга. «В четвертом классе я был исключен из школы, – признался он. – Меня оскорбил одноклассник по национальному признаку, я схватил вилку и ударил его в живот. Не думаю, что это было хорошо, но с тех пор больше никто ко мне не подходил с подобными вопросами».
Источник: www.mk.ru