Как сообщил министр финансов, доходы бюджета при этом тоже выросли, достигнув 28 трлн. А пик расходов пришелся на декабрь, когда было истрачено 7 трлн рублей из 31 трлн. Business FM спросила экономистов, насколько тревожит подобная статистика
Дефицит российского бюджета в прошлом году стал одним из самых крупных в истории, составив 3,3 трлн рублей, следует из сообщения Минфина. Доходы казны, правда, выросли по сравнению с планами. Но сильно выросли и расходы, достигнув 31 трлн. При этом пик расходов пришелся на декабрь, когда потратили почти 7 трлн. Как трактовать эти цифры и что они значат для российской экономики?
«В целом показатели неплохие» — так на заседании правительства отреагировал премьер Михаил Мишустин на доклад главы Минфина Антона Силуанова. А результаты таковы. В прошлом году расходы бюджета составили 31 трлн рублей. Доходы — 28 трлн. И с одной стороны, доходов почти на 3 трлн больше, чем планировалось. С другой — расходы тоже значительно отошли от планов в сторону повышения — на 2 трлн больше. На что пошли деньги, неизвестно, Минфин засекретил данные. Но обращает на себя внимание еще один факт. Пик расходов пришелся на декабрь, когда потратили примерно пятую часть, или почти 7 трлн.
Вообще-то, у нашего бюджета и раньше была традиция много тратить в последний момент, из-за чего израсходовать деньги обычно не успевали и триллион рублей оставался неосвоенным. Но в прошлом году ситуация стала особенной. Не было понимания, сколько денег принесут наши основные товары. Не было понятно, получится ли у попавшего под санкции Минфина взять средства на долговом рынке. А когда стало понятно, что деньги есть, начали активно тратить. Продолжает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Власти сами не понимали, какой объем доходов они получат, искали везде, где только возможно, как раз хороший пример с налогами на «Газпром». Или в силу недоверия к финансовым рынкам по большому счету, видимо, были не готовы полноценно полагаться на заимствования. Потому что то, что мы увидели со второй половины ноября, когда фактически была размещена подавляющая часть внутреннего долга, размещенная на весь 2022 год, иначе как договорным размещением назвать нельзя. То есть те объемы, в которых вдруг пошли размещения со второй половины ноября, рыночными механизмами, наверное, просто так в столь короткий интервал разместить бы не получилось. Как результат, дотянули без дефицита до конца года и уже по факту разбирались со всеми расходными статьями».
Антон Силуанов объяснил, почему дефицит оказался больше, чем планировалось. Это из-за того, что власти финансировали внебюджетные фонды. В прошлом году власти ввели отсрочку по уплате страховых взносов. А поскольку пенсии платить нужно и на медицину тратить тоже необходимо, то государству пришлось за это заплатить.
Еще одна причина — перенос части расходов с 2023 года на 2022-й. Что это за траты, естественно, тоже неизвестно, равно как и то, по каким причинам средства выделили раньше, чем планировалось. Аргумент, который первым приходит в голову: нужно тратить, пока деньги есть, потому что, что будет в 2023 году с доходами, никто не знает. Кроме того, никто не отменял нацпроекты. И, например, жилья в 2022 году ввели больше, чем планировалось. Дефицит бюджета в прошлом году в 3,3 трлн рекорд не поставил. В пандемийном 2020-м было больше 4 трлн. Но дефицит ожидается и в текущем году. Опасна ли эта тенденция? В разовом дефиците ничего страшного нет. В постоянном — нет ничего хорошего. О последствиях говорит экономист «ВТБ капитал» по России и СНГ Александр Исаков:
Александр Исаков экономист «ВТБ капитал» по России и СНГ «Бюджетные дефициты — это не то, что остро влияет на экономику сразу. Проблема может сложиться, если дефициты не подстроятся. Если мы год за годом будем иметь трехпроцентные дефициты, это может серьезно увеличить долю расходов, которые идут на обслуживание долга. Если мы поддерживаем необоснованные дефициты, то есть, по сути, завышаем ставки для всей остальной части экономики, то это медленно снижает потенциальный рост».
По данным Счетной палаты, которые появились в начале зимы, на обслуживание госдолга уходило больше 5% бюджетных трат. Но это данные за январь — сентябрь. А основная активность Минфина на рынке началась в ноябре. Ее называли аномальной. За четвертый квартал Минфин разместил облигаций больше чем на 3 трлн. А в один из ноябрьских дней он поставил исторический рекорд по размещению. И пока еще неизвестно, во сколько это обойдется бюджету. И все это на фоне падения поставок наших основных экспортных товаров.
Не исключено, что в этом году государство ради покрытия дефицита снова потребует деньги у бизнеса. И не только у государственного. Как сообщали в «Газпроме», за 2022 год он заплатит налогов на 5 трлн рублей. Это в полтора раза больше, чем в 2021-м. В январе Bloomberg сообщило, что госкомпании по планам правительства могут заплатить больше дивидендов. А производители угля и удобрений, а это уже частные компании, могут сделать единовременные выплаты. И, возможно, это еще не все планы правительства. Из чего можно сделать общий вывод. Расходы растут, что будет с доходами в этом году, не очень понятно. А деньги явно будут искать везде где можно.