Компания Kontakt InterSearch Russia опросила группы работодателей и молодежи в рамках проекта BrandUp&YounGo, чтобы узнать их ожидания друг от друга. Почти треть респондентов при определенных обстоятельствах планирует покинуть страну по политическим соображениям и в связи со снижением количества интересных вакансий на рынке труда.
Реклама на New Retail. Медиакит
Профессия IT-специалиста стала самой желанной для современной молодежи, на последнем месте оказалась профессия бухгалтера (1%). 51% молодых специалистов планирует работать по специальности, 17% не планируют и 35% затрудняются дать ответ.
Ежедневно в офисе готовы работать 37% опрошенных, 56% хотели бы гибридный формат.
63% опрошенных видят развитие своей карьеры в создании собственного бизнеса, 45% хотели бы развиваться экспертно и стать профессионалами своего дела, при этом руководящая должность не имеет для них значения, 44% говорят о желании стать фрилансерами, топ-менеджерами хотели бы стать 21% опрошенных.
Основными причинами для увольнения могут стать: отсутствие перспектив развития – 67%, понижение заработной платы – 59%, токсичный коллектив, трудное руководство – 51% и повышенный уровень стресса
Февральские события 2022 года никак не повлияли на желание молодых специалистов работать российских компаниях, их привлекательность осталась на уровне 8%, как и до февраля.
Желание работать в международных компаниях упало всего на 2 п.п. (с 45% до 43%). Но текущая ситуация повлияла на желание молодежи уехать из России: 28% рассматривает для себя такую возможность.
У 3% респондентов уже есть оффер с релокацией. Мы уточнили профессии тех, кто планирует уезжать, и в топе ответов были специалисты в сфере рекламы, связей с общественностью, дизайнеры, юристы, архитекторы и инженеры данных.
52% компаний считает, что не стоит пытаться удерживать молодых специалистов на текущем месте, более того, нужно адаптировать систему рекрутмента к тому, что частая смена работы для начинающих сотрудников – это норма.
56% молодых специалистов назвали средним сроком работы в рамках одной компании период в 2- 3 года. 48% респондентов-работодателей называют период в 1-2 года средним сроком работы студентов и выпускников в одной компании.
Главным мотивирующим фактором по ответам компаний и молодых специалистов являются деньги, на втором месте стоит возможность развития в индустрии. Интересно, что пункт «возможность влиять на результаты компании» молодые специалисты поставили на 4 место (40%), а по мнению компаний-работодателей этот пункт среди мотивирующих факторов для молодых специалистов стоит на последнем месте (4%).
Оплата труда молодых специалистов в сравнении с прошлым годом почти не изменилась – 67% компаний не повышали заработную плату, и только 11% увеличили денежное вознаграждение на 6-10%. 44% компаний готовы платить молодым специалистам от 41 000 – 60 000 рублей, а сталкиваются в 37% случаев с запросом заработной платы от 81 000 рублей.
На бесплатную стажировку готовы не больше 5% респондентов из числа молодых специалистов.
Опрос проводился 1 ноября – 1 декабря 2022 года. В нем приняли участие 270 компаний (HR директора, HR менеджеры, генеральные директора) и 750 студентов и выпускников (60% – студенты, 31% – выпускники).
«Хочется отметить, что в результатах исследования мы не увидели новых ярких тенденций, но мы точно наблюдаем ускорение развития особенностей поведения молодых специалистов на рынке труда, которые появились в последние годы.
Одна из самых важных для работодателей – большой интерес студентов и выпускников к созданию собственного бизнеса и проектной работе на фрилансе», – рассказала партнер Kontakt InterSearch Russia, генеральный директор BrandUp&YounGo Анастасия Стасева.
BrandUp&YounGo – проект компании Kontakt InterSearch Russia, основанный в 2010 году. Один из фокусов BY – Graduate Recruitment: полный спектр услуг по отбору, оценке и трудоустройству молодых специалистов.
***