Пт. Сен 20th, 2024

Морской путь. Как устроены нефтяные танкеры

Нефть — один из важнейших энергоресурсов на планете. Часто люди строят длинные паутины нефтепроводов, по которым «черное золото» направляется в другие страны. Но есть и другой путь — по воде. Для этого нужны специальные корабли — нефтеналивные танкеры. Рассказываем, как они устроены и какими бывают.

После новости о введении потолка цен на российскую нефть издание Financial Time сообщило, что РФ закупила 109 танкеров, чтобы развернуть поставки от европейских получателей на Восток — в Индию, Китай и Турцию. Да, перевозить «черное золото» морем непросто. Однако при отсутствии трубопроводов это все же хороший способ доставить нефть покупателю.

Устройство танкера — проще простого

Первые танкеры появились относительно недавно — в конце XIX века. Только тогда люди придумали технические решения, позволявшие перевозить в трюмах большие объемы наливных жидкостей. Да и спрос на нефть до этого не был большим, его чаще всего удовлетворяла местная переработка и перевозка по земле.

Все изменилось с ростом энергетики во многих странах, появилась необходимость транспортировки нефти от мест добычи в больших объемах. С тех пор этот специализированный класс судов начал быстро развиваться, что, в свою очередь, способствовало морской торговле нефтью и нефтепродуктами.

Морской путь. Как устроены нефтяные танкеры

Хотя прошло уже много лет, устройство нефтеналивных танкеров принципиально не изменилось. Основные отсеки и элементы конструкции:

• Резервуары для нефти или нефтепродуктов — занимают основной объем судна, в них заливается нефть.

• Двойной корпус окружает резервуары. Требование введено в конце XX века, т. к. такая конструкция способна предотвратить утечки при повреждении внешнего корпуса.

• Насосы — устройства, которые помогают закачивать и выкачивать нефть.

• Балластные цистерны расположены внутри двойного корпуса. Они удерживают воду, которая используется в качестве балласта.

• Мостик — с него управляется корабль.

• Машинное отделение.

Две классификации

На данный момент в мире насчитывается более 7 тыс. нефтяных танкеров. Их используют для перевозки нефти и нефтепродуктов как по рекам, так и по морям и океанам. Есть две классификации, по которым разделяют эти типы судов.

Дедвейд — объем полезного груза, для его определения из полной загрузки судна вычитают его порожнее состояние

Первая классификация — с учетом навигационных условий и их географии:  

Handysize и Handymax используются для перевозки нефтепродуктов в разных уголках мира, они небольшого размера, а дедвейд  не превышает 60 000 тонн.

Seawaymax — суда такого размерамогут проходить через канал Святого Лаврентия (система шлюзов и каналов, позволяющая судам проплывать из Атлантического океана до североамериканских Великих озер). Их длина — 226 метров, ширина — 24 метра, осадка — 7,92 метра.

Aframax — это танкеры с дедвейдом от 80 до 120 тыс. тонн, которые используются в Карибском, Черном, Восточно-Китайском, Средиземном и Северном морях. Максимальная длина — 253 метра, осадка — 15,2 метра.

Suezmax — эти танкеры способны с полной загрузкой проходить Суэцкий канал. Осадка не должна превышать 16 метров, допустимая ширина — 70,1 метр.

Panamax — суда такого типа могут с полной загрузкой пройти Панамский канал. Предельные размеры танкера должны соответствовать параметрам шлюзов: не более 33,53 метров в ширину, 320 метров — в длину, 25,9 — в высоту.

Malaccamax — танкеры, транспортирующие нефть из районов Персидского залива в Китай через Малаккский пролив, который соединяет Индийский океан с Южно-Китайским морем. Осадка должна быть не более 20 метров, т. к. минимальная глубина — 25 метров.

 • Capesize — супертанкеры с дедвейдом свыше 150 000 тонн слишком большие, поэтому не могут пройти по каналам и проливам. Поэтому им приходится огибать Африку вдоль мыса Доброй Надежды и Южную Америку вдоль Мыса Горн.

Вторая классификация — по дедвейту. Всего существует семь типов таких танкеров, они делятся по объему полезного груза, который могут в себя вместить.

Морской путь. Как устроены нефтяные танкеры

Интересные факты

• Самый большой нефтяной супертанкер Knock Nevis был построен в 1979 г. в Японии. Его длина составляла 458,45 метров, ширина — 68,86 метров, дедвейд — 564 763 тонны, т. е. приблизительно 4,1 млн баррелей. Судно утилизировали в 2010 г.

• Танкеры производят в разных странах, в их числе Южная Корея, Китай, Россия, США и т. д.

Морской путь. Как устроены нефтяные танкеры

Knock Nevis — самый большой нефтяной супертанкер Источник: wikipedia.org

• 24 марта 1989 г. у берегов Аляски сел на мель танкер Exxon Valdez. Дно судна оказалось распорото, и в воды пролива Принца Вильгельма вылилось 144 000 тонн нефти. Нефтяное пятно заняло 28 тыс. квадратных километров. Последствия экологической катастрофы можно было наблюдать на протяжении 25 лет.

• Для остановки супертанкера от скорости в 30 км/ч необходимо 20 минут. Существует возможность краш-остановки в чрезвычайных ситуациях, тогда время сокращается до 14 минут.

Источник

от serfer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *