Индекс МосБиржи насчитывает 10 секторов. Каждая компания публикует финансовые или операционные отчеты, в которых, помимо общепринятых показателей по стандартам МСФО или РСБУ, есть отраслевые или не являющиеся обязательными. Рассмотрим эти метрики в российской практике.
Отраслевые показатели эффективности или KPI помогут сравнивать компании из одного сектора. Сразу отметим, что KPI — это часть комплексного анализа, для принятия инвестиционного решения следует проводить более детальную оценку разных показателей, в том числе финансовых.
Содержание:
- Потребительский
- Телекоммуникационный
- Нефтегазовый
- IT-сектор
- Строительный
- Электроэнергетика
- Металлы и добыча
- Финансовый
- Прочие
- Выводы
Потребительский сектор
Лайки
Like for like (LFL) — показатель, сравнивающий результаты деятельности розничной торговой сети за текущий и прошлый отчетный период. Из анализа исключатся новые и временно закрытые точки продаж. Выделяют 3 основных вида LFL:
• LFL-продаж — анализ эффективности управления торговой точки, оценка сезонности.
• LFL-трафик — анализ динамики числа покупателей: как меняется посещаемость.
• LFL-средний чек — анализ изменения среднего чека.
Все показатели взаимосвязаны между собой и могут подсказать, что именно повлияло на динамику. Например, снижение трафика — это не всегда плохо, так как мог вырасти средний чек, и наоборот.
Причины изменения показателей могут быть связаны как с эффективностью самой компании, так и с внешними факторами. Подробнее о показателях можно прочитать здесь.
Площади и клиенты
Еще есть органические показатели, то есть естественный рост за счет увеличения числа магазинов и торговых площадей. Здесь все достаточно просто — чем больше магазинов, тем лучше. Но на практике это не всегда так. Торговая компания может быть ориентирована на небольшие магазины, а может — на гипермаркеты. Сравнивать ларьки и огромные складские магазины не имеет смысла. Первые проще открыть в новом районе и набрать лояльных клиентов, темпы роста могут быть высокими.
У многих магазинов есть система лояльности и бонусные карты: с их помощью можно оценить количество клиентов, реализовать гибкую систему ценообразования и скидок.
С обоими показателями можно вывести и другие метрики: например, выручка на 1 клиента, доход с учетом рекламы, плотность продаж и так далее. Такие значения могут применяться и в других секторах.
Маржинальность сегментов
Например, возьмем компании Лента и X5 Group. В первой выделяются 2 сегмента — магазины у дома и гипермаркеты, маржинальность первых тянет бизнес, в то время как гипермаркеты не показывают впечатляющих результатов. У X5 Group нет таких огромных магазинов как у Ленты, но маржинальность формата у дома уступает Чижику — сети магазинов низких цен.
Поэтому важно сравнивать не только общие показатели бизнеса, но и его составные части.
Телекоммуникационный сектор
В данном секторе ключевые метрики связаны с клиентской базой и постоянной абонентской платой. Это может быть оплата за интернет, мобильную связь, обычный телефон, аренда серверов и прочие услуги. Поэтому важным показателям является средняя выручка на абонента. Вот несколько главных разновидностей:
• ARPU — средняя выручка на одного пользователя. Можно применить в разрезе каждой основной услуги.
• ACPU — средние затраты на одного пользователя.
• AMPU — средняя маржа на одного пользователя. Рассчитывается как разница между ARPU и ACPU.
Можно выделить и другие показатели: выручка на одну минуту разговора или выхода в интернет, стоимость привлечения абонента, LTV (пожизненная ценность клиента), отток клиентов.
Нефтегазовый сектор
Данный сектор достаточно сложно провести по системе KPI, так как показателей много, и для адекватной оценки нужен комплексный подход. Можно сравнивать компании по следующим показателям:
• Добыча нефти и газа
• Количество месторождений
• Поисково-разведочное бурение
• Запасы с разными классами вероятности извлечения
• Содержание серы в нефти
Во многом это натуральные показатели, их не всегда можно интерпретировать по принципу «чем больше, тем лучше» или привести к некому коэффициенту. Так, наличие больших запасов у компании А не говорит, что ее эффективность выше, чем у компании Б. Данные показатели можно использовать для расчетов и прогнозов себестоимости, расходов разных уровней, возможностей переработки и так далее.
Некоторые данные можно привести в сравнительный вид, например, сколько баррелей прокачивает одна вышка в сутки, коэффициент извлечения нефти, коэффициент замещения запасов (Reserve Replacement Ratio). Однако найти релевантную и постоянную базу для расчетов будет сложно.
Важным показателем сейчас стала география поставок. Например, от западных санкций в большей мере защищена Роснефть из-за значительных потоков в Китай. Газпром нефть во многом ориентирована на внутренний рынок. Компании, чьи поставки идут в недружественные страны, где вводятся санкции, в моменте подвержены рискам.
IT-сектор
Технологии — понятие растяжимое, а компании могут производить разные блага: софт, игры, программы, сайты, стриминг, агрегаторы заказов, приложения и так далее. На выходе выручка компании во многом будет зависеть от клиентов, подписок, платных услуг и рекламы.
Поэтому сравнивать нужно соответствующие сегменты разных компаний, например, поисковики Яндекс с Google или Mail. Там, где есть подписка, можно применить KPI телекоммуникационного сектора — то есть взять средние значение выручки или затрат на одного пользователя.
Есть разные маркетинговые показатели: CPM — стоимость 1000 показов рекламы, клики по рекламе, Conversion Rate — сколько людей, из перешедших на сайт или страницу, выполнили целевое действие, и многие другие.
Как и у других показателей, найти базу для расчетов будет сложно. Тем более, у каждой компании могут отличаться параметры, от которых зависит рекламный доход.
К технологическому сектору хорошо подходят показатели маржинальности, о которых мы говорили в другом материале.
Существуют компании, ориентированные на аудиторию. Для такого бизнеса есть 2 важных показателя:
• MAU — это количество уникальных (посещений) пользователей за месяц.
• DAU— это количество уникальных пользователей за сутки. Стабильно высокие показатели DAU говорят о том, что продукт интересен пользователям.
Строительный сектор
В основном у девелоперов сравнивают операционные показатели, которые компании публикуют сами:
• Количество новых проектов и корпусов в штуках и квадратных метрах
• Денежные поступления
• Ввод в эксплуатацию
• Новые заключенные контракты, в штуках и рублях
• Объем текущего строительства
• Земельный банк
• Доля ипотеки в продажах
• Остаток на счетах эскроу
Еще одним важным направлением является проектное финансирование, ставшее более актуальным при переходе на счета эскроу, при котором важную роль играют банки. Для принятия решения о проектном финансировании банки смотрят на LLCR — показатель обеспеченности кредита будущими ожидаемыми денежными потоками проекта. Он считается по формуле NPV/Долг.
Электроэнергетика
Данный рынок многообразен, в него входят генерирующие компании, сетевые — доставляющие, сбытовые — продажа конечным пользователям. Многие показатели будут натуральными: проектная мощность генерации, выработка тепла, протяженность ЛЭП и уровень потребления в зависимости от сезона года и состояния экономики.
Данные показатели непросто сравнить между собой. На рынке много конкурентов, отрасль сильно регулируется, капитальные затраты высокие.
Из важных нюансов стоит отметить, что в случае с Интер РАО нужно смотреть на уровень экспорта, а в сетевых компаниях — на неизбежные технологические потери при передаче электроэнергии.
Металлы и добыча
Металлургия
Как и в нефтяном секторе, здесь много натуральных показателей, который в теории можно привести в коэффициенты, но в действительности можно не найти нужной базы.
При этом есть 2 важных показателя для сталеваров:
• Обеспеченность ЖРС
• Обеспеченность углем
Если один из видов менее 100%, то компании придется покупать недостающее, что повлияет на прибыль. И наоборот, если значение выше 100%, то можно сформировать запасы или реализовать излишки.
Сталеваров также можно справить по уровню продукции с добавленной стоимостью — high-value added, или HVA. И, так как в большинстве своем компании ориентированы на экспорт, важно смотреть на географию поставок.
Золотодобытчики
Такие компании принято сравнивать не только по натуральным показателям, но и по затратам в добыче золота. Существует 2 показателя:
• TCC — полные денежные расходы на производство 1 унции золота. Он включает все расходы, понесенные на руднике: открытая и подземная добыча, переработка руды, а также общие и административные расходы на месте производства промежуточного золотосодержащего продукта. Упрощенно говоря, ТСС является эквивалентом выручке за вычетом EBITDA.
• AISC — совокупные затраты на добычу 1 тройской унции золота. Помимо TCC, включает и другие уровни расходов, поэтому данный показатель всегда будет больше TCC.
Понимание значений простое — чем ниже, тем лучше: чем меньше мы тратим на производство, тем больше может оказаться прибыль.
Некоторые общие для сектора специфические показатели выделить можно, но в основном анализ лучше проводить не через натуральные показатели, а через финансовые. Важна и оценка ESG-принципов: экология, социальная политика и корпоративное управление.
Еще один общий показатель — LTIFR — коэффициент частоты производственного травматизма. Конечно, низкое значение хорошо, но нельзя предвидеть будущую аварию или нарушения техники безопасности.
Финансовый сектор
Здесь можно провести широкий финансовый анализ. Отраслевых показателей и коэффициентов достаточно много — по ним у нас есть специальные материалы: